По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 659.3 DOI:10.33920/nik-01-2002-03

Еда в российской медиакультуре

Авилкина Светлана Владимировна ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Россия, 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16–18, e-mail: nilafi n@gmail.com

В данной статье рассматривается связь между пониманием медиа и культурой еды. Обозреваются вопросы влияния социума на медиаповедение человека. Раскрываются причины появления и распространения в медиаиндустрии гастрономического культа.

Литература:

1. Гридин В. Ресторан как медиа // Сноб. — 2016 [Электронный ресурс]. — URL: https:// snob.ru/selected/entry/116750 (дата обращения: 06.11.2018).

2. Драгун Е.М. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры: Автореф. — М., 2015 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.dslib.net/teorja-kultury/infotejnmentkak-javlenie-sovremennoj-mediakultury.html (дата обращения: 06.11.2018).

3. Дроздова А.В. Визуализация повседневности в современной медиакультуре: Автореф. дис. — М., 2017 [Электронный ресурс]. — URL: http://www2.rsuh.ru/binary/ object_7.1511168787.47376.pdf (дата обращения: 06.11.2018).

4. Зорков Н. Инфотейнмент на российском телевидении // RELGA. — 2005. — № 19 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/ wa/Main?textid=735&level1=main&level2=articles (дата обращения: 06.11.2018).

5. Клуб любителей Интернета и общества [Электронный ресурс]. — URL: http:// clubforinternet.net/cooking (дата обращения: 06.11.2018).

Статья поступила 12.05.2019

Сколько блюд, приготовленных в ресторане или дома, сначала оказываются в объективе камеры, а только потом в желудке?

Еда превратилась из способа удовлетворения базовых потребностей человека в культ, и медиа этому активно способствуют. Демонстрация приема пищи стала отображением статуса человека в зависимости от таких факторов, как качество еды, стоимость и места употребления. Огромное распространение получили кулинарные шоу российского и зарубежного производства с варьирующимися сюжетами: от «Готовки за 20 минут» до битв шеф-поваров. Реклама изобилует продуктами питания, телеканал «Пятница» транслирует программы о гастрономическом туризме, в Интернете множество статей и роликов, посвященных приготовлению, сервировке, употреблению, пользе и прочим вещам, связанных с едой, и это далеко не полный перечень примеров распространения тематики еды в современной медиакультуре.

Распространение культа еды в медиакультуре — яркий пример развитого инфотейнмента. Исследователи пишут, что общество устало от серьезных материалов. Данное явление предсказывалось теоретиками информационного общества. Хорошо демонстрирует ситуацию высказывание М. Маклюэна: «Демократические свободы в очень большой мере выражаются в том, что люди озабочены не политикой, а перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, малопривлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения» [4]. Программы, представляющие собой обсуждения в области политики, экономики, социальных проблем, перестали быть интересными для большой части аудитории. Более того, эти темы в условиях ускоряющегося ритма жизни и высокой напряженности стали вызывать у аудитории все большее утомление. Человек стремится расслабиться и окунуться в нечто более привычное, повседневное или касающееся его самого, а не деятельности высших органов власти. Именно такие материалы он хочет поглощать бесконечно. Данную мотивацию стали использовать современные медиа, предлагающие зрителю различные аудиовизуальные медиатексты, в том числе на тему еды [2].

Для Цитирования:
Авилкина Светлана Владимировна, Еда в российской медиакультуре. Вопросы культурологии. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: