Статья поступила 12.05.2019
Сколько блюд, приготовленных в ресторане или дома, сначала оказываются в объективе камеры, а только потом в желудке?
Еда превратилась из способа удовлетворения базовых потребностей человека в культ, и медиа этому активно способствуют. Демонстрация приема пищи стала отображением статуса человека в зависимости от таких факторов, как качество еды, стоимость и места употребления. Огромное распространение получили кулинарные шоу российского и зарубежного производства с варьирующимися сюжетами: от «Готовки за 20 минут» до битв шеф-поваров. Реклама изобилует продуктами питания, телеканал «Пятница» транслирует программы о гастрономическом туризме, в Интернете множество статей и роликов, посвященных приготовлению, сервировке, употреблению, пользе и прочим вещам, связанных с едой, и это далеко не полный перечень примеров распространения тематики еды в современной медиакультуре.
Распространение культа еды в медиакультуре — яркий пример развитого инфотейнмента. Исследователи пишут, что общество устало от серьезных материалов. Данное явление предсказывалось теоретиками информационного общества. Хорошо демонстрирует ситуацию высказывание М. Маклюэна: «Демократические свободы в очень большой мере выражаются в том, что люди озабочены не политикой, а перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, малопривлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения» [4]. Программы, представляющие собой обсуждения в области политики, экономики, социальных проблем, перестали быть интересными для большой части аудитории. Более того, эти темы в условиях ускоряющегося ритма жизни и высокой напряженности стали вызывать у аудитории все большее утомление. Человек стремится расслабиться и окунуться в нечто более привычное, повседневное или касающееся его самого, а не деятельности высших органов власти. Именно такие материалы он хочет поглощать бесконечно. Данную мотивацию стали использовать современные медиа, предлагающие зрителю различные аудиовизуальные медиатексты, в том числе на тему еды [2].