По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Е-работа: постановка проблемы

И. В. Погодина канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой, Кафедра финансового права и таможенной деятельности Юридического института, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ) 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, E-mail: ipogodina@mail.ru
В. С. Манохин магистрант, специалист по УМР, Кафедра финансового права и таможенной деятельности Юридического института, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ) 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, E-mail: vitalijmanohin@ yandex.ru

В статье описываются некоторые проблемы дистанционной работы в Российской Федерации. Распространение коронавирусной инфекции, введение режима самоизоляции вскрыло существующие проблемы института дистанционной/удаленной работы, среди которых оказалось и слабое правовое регулирование данных отношений. В результате перевод сотрудников на удаленное выполнение своих трудовых обязанностей оказался затруднен отсутствием норм, способствующих гибкому решению проблем. Можно прогнозировать большое количество судебных споров по итогам нескольких недель, проведенных в условиях е-работы. Необходимо учесть полученный кризисный опыт и продолжить «диджитализацию» трудового законодательства.

В условиях кризиса, вызванного распространением коронавируса, перед многими компаниями возник тяжелый выбор: продолжать работу или останавливать. Одним из выходов для работодателей стал перевод работников на дистанционную работу, однако именно в условиях чрезвычайной ситуации раскрылись проблемы трудового законодательства. Диджитализация производственного процесса оказалась затруднена существующими нормативными пробелами. В результате после окончания пандемии в суды может попасть большое количество споров о нарушении прав работников, незаконных увольнениях и сокращениях заработных плат. В данной статье анализируются основные проблемы трудового законодательства в сфере цифровизации рабочих отношений, удаленной работы, которые актуализировались на фоне пандемии коронавирусной инфекции.

Первоначально дистанционный труд был урегулирован Конвенцией о надомном труде №177. Данный акт был принят Международной организацией труда в 1996 г. и регулировал не только деятельность надомных работников, но и любую работу, выполняемую «удаленно», т. е. вне местонахождения работодателя. В ЕС в 2002 г. было заключено Рамочное соглашение о телеработе. Данный акт обязал работодателей обеспечивать своих работников необходимой техникой, а также информировать об изменениях законодательства и правил внутреннего трудового распорядка [1]. Стоит отметить, что в зарубежных странах для обозначения термина «дистанционная работа» используется понятие teleworks, или «телеработа».

Исследование, проведенное в развитых странах Всемирной организацией труда и Европейским фондом по улучшению условий жизни и труда, показало, что доля телеработников в большинстве стран составляет 17%, а в некоторых (Япония и США), уже достигло отметки в 40% от всех работающих [2].

Популяризация удаленной работы в Соединенных Штатах рассматривается как пример успешного стратегического управления отдельными сферами экономики [3]. Расширение практики телеработы способствовало постепенному преобразованию ряда сфер и опиралось на давление со стороны окружающей среды и экономики. Конечно, этот процесс потребовал обучения, развития социальных сетей, пересмотра ожиданий граждан, но существенно сократил поездки людей, не говоря уже о затратах работодателей на рабочие места.

Для Цитирования:
И. В. Погодина, В. С. Манохин, Е-работа: постановка проблемы. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: