Разделение труда как форма организации труда давно известна в научной литературе и производственной практике еще со времен Генри Форда. Однако в данной статье мы будем говорить тоже о разделении работ, но как о новой форме организации труда, которая носит название «джоб-шеринг» (job-sharing). Она активно развивается в Америке, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии и означает сочетание слов job («работа») и sharing («деление») [1].
В настоящее время данная форма организации труда становится всё более популярной в связи с ростом безработицы и массовой иммиграции. Фактически речь идет о разделении обязанностей одного рабочего места/должности на две полставки. В классическом понимании занятость работника в течение рабочего дня менее восьми часов (максимальное уменьшение рабочего времени возможно до четырех часов в смену) фиксируется как неполный или сокращенный рабочий день. Такой подход к режиму труда можно назвать гибким, хотя с точки зрения трудового законодательства России гибкий режим рабочего времени несколько отличается от того, который организован в job-sharing.
В современных условиях, когда активно во все сферы экономики и общественной жизни внедряется роботизация и цифровизация, когда на многих рабочих местах искусственный интеллект вытесняет работников из традиционных видов деятельности, актуальными становятся новые функциональные обязанности, появляются новые профессии и должности. В таких условиях джоб-шеринг предоставляет больше гибкости и нестандартных решений в плане оптимизации рабочей силы и организации труда персонала.
Раскроем более подробно преимущества и слабые стороны этой новой формы организации труда, а также наметим подходы для снижения негативных моментов в области трудоустройства значительной части населения, оказавшихся за бортом активной профессиональной деятельности.
Джоб-шеринг предоставляет больше гибкости и нестандартных решений в плане оптимизации рабочей силы и организации труда персонала.