По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 128; 882; 7.07; 130.3 DOI:10.33920/nik-01-2011-01

Двойственность «творящей души» Владимира Высоцкого

Коптев Лев Николаевич независимый исследователь, Россия, 194017, Санкт-Петербург, ул. Гаврская, д. 6, кв. 23, E-mail: alconost2004@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6727-2874

«Творящая душа» поэта и актера Высоцкого раздвоена на ангелическое и демоническое. Рано проявившись, демоническое все более и более захватывает власть над «я» поэта и его творчеством, принимая разные облики. Выбор между созидательными и разрушительными силами определяет не только творческую, но и человеческую судьбу Высоцкого.

Литература:

1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. — СПб., 1995. — 112 с.

2. Боженева А.С. Отражение феномена альтер эго в искусстве [Электронный ресурс]. — URL: Https://journals.susu.ru/lcc/article/view/483/679 (дата обращения: 30.09.2019).

3. Вахитов Р.Р. Был ли Высоцкий антисоветчиком? Попытка исследования [Электронный ресурс]. — URL: http://rusrand.ru/analytics/byl-li-vysockiy-antisovetchikom-popytka-issledovaniya (дата обращения: 30.09.2019).

4. Влади М. Прерванный полет [Электронный ресурс]. — URL: http://knigosite.org/library/read/34947 (дата обращения: 30.09.2019).

5. Высоцкий В.С. Собрание сочинений в четырех томах. — Т. 1. Песни. 1961–1970. — М.: Время, 2008. — 400 с.

6. Высоцкий В.С. Собрание сочинений в четырех томах. — Т. 2. Песни. 1971–1980. — М.: Время, 2008. — 368 с.

7. Высоцкий В.С. Собрание сочинений в четырех томах. — Т. 3. — М.: Время, 2008. — 592 с.

8. Вышеславцев Б.П. Значение сердца в религии. — 1925 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.odinblago.ru/path/1/5/ (дата обращения: 30.09.2019).

9. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. — 1990. — № 4. — С. 61–65.

10. Ежегодник МХТ. — 1945. — Т. 1. — М.: Искусство, 1948. — 846 с.

11. Калшед Д. Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа [Электронный ресурс]. — URL: https://avidreaders.ru/book/vnutrenniy-mir-travmy-arhetipicheskie-zaschity-lichnostnogo.html (дата обращения: 30.09.2019).

12. Кирьянов С.В. Поэма «Черный человек» в контексте творчества С.А. Есенина и национальной культуры: Дис. канд. филол. наук. — Тверь: Тверской гос. университет, 1998. — С. 52–88.

13. Климков О. Сердце в православной антропологии [Электронный ресурс]. — URL: https://www.xpa-spb.ru/libr/Klimkov/serdce-v-pravoslavnoj-antropologii.html (дата обращения: 30.09.2019).

14. Кораблев А.А. Теория целостности М.М. Гиршмана [Электронный ресурс]. — URL: http://holos.org.ru/2009/teoriya-celostnosti-mm-girshmana/ (дата обращения: 30.09.2019).

15. Кудрявов Б. Почему Высоцкого лечили психиатры? [Электронный ресурс]. — URL: http://psychoreanimatology.org/modules/newbb/viewtopic.php?topic_id=5202 (дата обращения: 30.09.2019).

16. Кулагин А.В. Бесы и Моцарт. Пушкинские мотивы в поздней лирике поэта [Электронный ресурс]. — URL: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/kulagin-besy-i-mocart-pushkinskie-motivy.htm (дата обращения: 30.09.2019).

17. Леонидов П. Владимир Высоцкий и другие. — Красноярск: Красноярец, 1992 [Электронный ресурс]. — URL: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/vospominaniya/kormanvysockij-i-lenin.htm (дата обращения: 30.09.2019).

18. Ничипоров И.Б. Взыскание рая в песенной поэзии Владимира Высоцкого [Электронный ресурс]. — URL: https://www.portal-slovo.ru/philology/37211.php?ELEMENT_ ID=37211&SHOWALL_1=1 (дата обращения: 30.09.2019).

19. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным [Электронный ресурс]. — URL: http://detectivebooks.ru/book/ fb2/26238252/?Key=j74thuvrtpjm4545hvn4m5fcg6 (дата обращения: 30.09.2019).

20. Почему отец Владимира Высоцкого отсудил его у матери [Электронный ресурс]. — URL: https://umnaja.ru/pochemu-otec-vladimira-vysockogo-otsudil-ego-u-materi (дата обращения: 30.09.2019).

21. Протоиерей Михаил Ходанов. Религия в жизни Владимира Высоцкого [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravmir.ru/religiya-v-zhizni-vladimira-vysockogo/#ixzz3Edz53htj (дата обращения: 30.09.2019).

22. Психические расстройства: раздвоение личности. Описание болезни самими пациентами. Действительно ли существует этот синдром [Электронный ресурс]. — URL: https://cbschr.ru/oteki-i-opuholi/psihicheskie-rasstroistva-razdvoenie-lichnosti-opisanie-bolezni.html (дата обращения: 30.09.2019).

23. Раевская М. «Дурная кровь в мои проникла вены...», или Две судьбы Высоцкого // Вопросы литературы. — 2005. — № 6 [Электронный ресурс]. — URL: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/raevskaya-durnaya-krov-v-moi-pronikla-veny.htm (дата обращения: 30.09.2019).

24. Раззаков Ф. Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне [Электронный ресурс]. — URL: https://e-libra.ru/read/199567-vladimir-vysockiy-kozyr-v-taynoy-voyne.html (дата обращения: 30.09.2019).

25. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). — Ч. III. Антропология. — СПб.: ООО «Петрополис», 1999.

26. Соловьева И.Н. Религия Станиславского // Религия и искусство. Материалы научной конференции. Гос. институт искусствознания. 19–21 мая 1997 г. — М.: ГИТИС, 1998.

27. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. — Т. 2. — М.: Искусство, 1954. — 424 с.

28. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. — Т. 3. — М.: Искусство, 1955. — 502 с.

29. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. — Т. 4. — М.: Искусство, 1956. — 546 с.

30. Станиславский К.С. Собр. соч.: в 8 т. — Т. 6. — М.: Искусство, 1959. — 466 с.

31. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 9 т. — Т. 9. — М.: Искусство, 1998. — 838 с.

32. Цыбульский М. Почему умер Владимир Высоцкий [Электронный ресурс]. — URL: http://www.zelen.ru/history/h17-vysocki2.htm (дата обращения: 30.09.2019).

Статья поступила 23.10.2019

«Я воссоединю две половины / Моей больной раздвоенной души!» (1969) [5, с. 275–277], — клянется герой Высоцкого. Но это и несбывшееся желание самого поэта-исполнителя, не знавшего пути «воссоединения».

Проблема раздвоения творческой личности привлекает сегодня исследователей [2]. В психиатрии утверждается, что раздвоение — это психическое расстройство, при котором человек может иметь два эго-состояния или более [22]. Психоаналитики связывают возникновение второго «я» с перенесенными в детстве психическими травмами, когда на контакт с тревожной реальностью, спрятав эго в глубину бессознательного, выходит демоническая самость [11]. Литературоведы исследуют демонического двойника как «черного человека»: Пушкина [16], Есенина, — и, расширяя обзор, находят мотивы демонического двойничества у К. Батюшкова, Н. Гоголя, В. Даля, А. Майкова, Ф. Достоевского, А. Толстого, А. Чехова, И.В. Гёте, Г. Гейне, Э.Т.А. Гофмана, Г. Ибсена, А. Мюссе, Э. По, Р.Л. Стивенсона, А. Шамиссо и др. [12]. Обнаруживают демонического двойника и у В. Высоцкого [23]. Полагают, что лирическому герою Высоцкого порой противостоит «враждебное ему другое “я”» [16]. А М. Раевская считает, что незадолго до смерти у Высоцкого началось «раздвоение личности» [23]. Нас интересует раздвоение не столько личности, сколько «творящей души» поэта и актера Владимира Высоцкого.

Природа таланта актера, его «творящей души» — важнейший предмет интереса К.С. Станиславского, строителя театра «жизни человеческого духа» роли [27, с. 25]. Станиславский явно исходит из христианского представления о тройственной структуре личности: дух, душа, тело [1]. Его интересует «творящая душа» [27, с. 251], душа «творящего артиста» [27, с. 255], которая представляет собой некое внутреннее пространство, в котором протекают скрытые процессы творчества. Это пространство наполняют «всевозможные зрительные образы, живые существа, человеческие лица... пейзажи... предметы». Все это можно увидеть «внутренним зрением» [10, с. 322], «глазами своей души» [27, с. 120]. Внутреннее пространство души заполняют и «всевозможные звуки, мелодии, голоса, интонации и проч.» [29, с. 87], их можно услышать «внутренним слухом». С внутренней жизнью артиста связаны и световые проявления: внутренний свет, возникающий в моменты «оживления» предлагаемых обстоятельств роли, как «световые пятна в темноте» [29, с. 71]. Важную роль в подобном «освещении» играет воображение, которое «горит и сверкает» [27, с. 53]. Ощущение жизни роли возбуждает в душе артиста «внутренний нагрев», «кипение», необходимое для процесса «творческого познавания» [29, с. 316].

Для Цитирования:
Коптев Лев Николаевич, Двойственность «творящей души» Владимира Высоцкого. Вопросы культурологии. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: