По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.13 DOI:10.33920/sel-04-2304-07

«Двойной учет» земельных участков сельхозназначения: плюсы и минусы

Липски С.А. д-р экон. наук, доцент, декан факультета управления недвижимостью и права Государственного университета по землеустройству

С 2022 г. в нашей стране введен госреестр сельхозземель, а с 1992 г. ведется мониторинг земель всех категорий. Этот мониторинг, с одной стороны, входит в состав госэкомониторинга, а с другой — сфера применения его данных и система показателей меняются, становятся более универсальными и ориентированными на большее число сфер. Поэтому с 2015 г. введены особые правила наблюдений за различными категориями земель, в частности мониторинг земель сельхозназначения осуществляет не Росреестр, а Минсельхоз. С 2022 г. данные такого особого мониторинга земель сельхозназначения стали основой формирования госреестра этих земель. В статье рассмотрены ключевые особенности мониторинга и реестра этих земель, которые ведет федеральный Минсельхоз, а также темпы формирования систем такого мониторинга на региональном уровне.

Литература:

1. Абросимов В.В. и др. Избранные проблемы и перспективные вопросы землеустройства, кадастров и развития территорий: монография / Под ред. А.П. Сизова. — М.: Русайнс, 2018. — 262 с.

2. Алдошин Н.В. и др. Современные технологии известкования для повышения эффективности сельскохозяйственных угодий. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2021. — 96 с.

3. Быстров А.Ю., Майоров А.А. Обзор современных теорий и принципов построения мультифункциональных динамических мониторинговых геоинформационных систем // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. — 2021. — Т. 65, № 1. — С. 108–116.

4. Волков С.Н., Липски С.А. Черкашина Е.В. Опыт проведения инвентаризации земель в России: правовые аспекты // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2020. — № 1. — С. 5–11.

5. Волков С.Н., Хлыстун В.Н. и др. Основные направления использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации на перспективу: монография. — М.: Государственный университет по землеустройству, 2018. — 344 с.

6. Геоинформационные технологии в мониторинге и использовании земельных ресурсов: монография / А.Ж. Батыкова и др. — Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2019. — 156 с.

7. Государственные учетные системы по управлению и развитию территорий Российской Федерации (кадастры, реестры, регистры) / Под ред. А.П. Сизова. — М.: Кнорус, 2016. — 208 с.

8. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2020 году. — М.: Росинформагротех, 2022. — 384 с.

9. Ковязин В.Ф., Данг Т.Л. А., Данг В.Х. Мониторинг растительного покрова лесных угодий национального парка «Хоанг Лиен» во Вьетнаме // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. — 2020. — Т. 64, № 5. — С. 545– 556.

10. Кнорринг В.И. Искусство управления: учебник. — М.: Изд-во БЕК, 1997. — 288 с.

11. Магазинщиков Т.П. Земельный кадастр. — Львов: Вища шк., 1987. — 424 с.

12. Липски С.А. Правовое обеспечение земельного надзора (контроля) и мониторинга земель. — М.: Государственный университет по землеустройству, 2015. — 152 с.

13. Липски С.А. Развитие кадастра и мониторинга земель / С.А. Липски // Аграрная наука. — 2001. — № 4. — С. 6–7.

14. Сизов А.П., Мишкина А.С. Необходимость обогащения информационных систем государственного кадастра недвижимости и государственного мониторинга земель сведениями экологического характера // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2014. — № 3 (135). — С. 19–22.

15. Современные проблемы и актуальные направления развития землеустройства и кадастров: монография / Под ред. С.В. Богомазова, А.И. Чурсина, А.А. Галиуллина. — Пенза: РИО ПГАУ, 2019. — 185 с.

16. Управление земельными и другими природными ресурсами / А.И. Алтухов, Я.Д. Вишняков и др. — М.: Научный консультант, 2020. — 716 с.

17. Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости / С.А. Липски. — Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 306 c.

18. Хлыстун В.Н. и др. Правовые аспекты вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых и невостребованных земель сельскохозяйственного назначения: монография. — М.: ГУЗ, 2020. — 296 с.

19. Bakinova T.I., Darbakova N.E., Kazakova G.Y., Sangadzhieva S.A., Darbakova I.E. Information support of monitoring as a tool of ecological optimization of agricultural land use. Journal of Environmental Management and Tourism. — 2019. — Т. 10, № 1 (33). — С. 195–201.

20. Lipski S.A. Private ownership for agricultural lands: advantages and disadvantages (experience of two decades) // Studies on Russian Economic Development. — 2015. — Т. 26, № 1. — С. 63–66.

21. Luti T., De Fioravante P., Marinosci I., Strollo A., Riitano N., Falanga V., Mariani L., Congedo L., Munafò M. Land consumption monitoring with sar data and multispectral indices. Remote Sensing. 2021. Т. 13. № 8. 1586.

В конце 2021 г. федеральный законодатель внес существенные изменения в сложившуюся практику информационного обеспечения процесса управления сельхозземлями1. Эти изменения вступили в силу в марте 2022 г., они предусматривают:

1) начало ведения специального госреестра земель сельхозназначения (далее — ГРСХЗ), с включением в него информации об уровне их плодородия;

2) возложение на региональные госорганы обязанности также собирать сведения для этого реестра (а землепользователи наделены таким правом).

Фактически это принятие решения о двойном учете сельхозземель и участков (ведь наряду с ГРСХЗ ведется ЕГРН, являющийся базовым официальным информационным ресурсам обо всех недвижимых объектах). Идея о необходимости такого двойного учета обсуждалась уже несколько лет. Она несвободна от недостатков, основными из которых являются:

— возможные разночтения разных реестров (в данном случае ГРСХЗ и ЕГРН). Здесь вполне уместно привести пример проводимой уже несколько лет лесной амнистии — она потребовалась как раз из‑за противоречивости данных двух госреестров: ЕГРН и лесного реестра;

— излишние затраты на сбор и последующую обработку данных, которые процентов на 50 будут совпадать по набору показателей и характеристик.

Однако достоверная, полная и своевременно обновляемая информация, как известно, лежит в основе любого управления (так, В.И. Кнорринг охарактеризовал информацию как «предмет, средство и продукт управленческого труда» [10, с. 24]), а добиться в рамках ведения ЕГРН его ориентации на решение управленческо-производственных задач в АПК не удалось. В качестве примера приведем ситуацию с информационным обеспечением решений федеральных властей 2010–2012 гг. (сначала Госдумы, а затем и Правительства2) о необходимости изымать заброшенные сельхозучастки. В правилах подтверждения факта их заброшенности за основу была совершенно обоснованно положена дифференциация сельхозугодий (обрабатывается ли пашня, возделываются ли на ней сельхозкультуры, выпасается на пастбищах ли скот и т. п., кроме того для разных угодий был установлен различный процент допустимого зарастания мелколесьем и кустарником) [18]. Однако в ЕГРН (или где‑то еще) данных о том, какие угодья имеются на участке, как не было, так и нет.

Для Цитирования:
Липски С.А., «Двойной учет» земельных участков сельхозназначения: плюсы и минусы. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: