По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.313.28

Двигатели постоянного тока для тягового электропривода

Шульга Р. Н. канд. техн. наук, ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва

Приведены данные по характеристикам и уравнениям работы коллекторных двигателей постоянного тока КДПТ. Отмечены их достоинства, связанные с простотой и линейностью управления, простым запуском и компактностью. Главным их недостатком является наличие коллекторно-щеточного узла КЩУ, который ограничивает ресурс и энергоэффективность КДПТ. Описаны характеристики бесколлекторного двигателя БДПТ, который требует применения контроллера, но ликвидирует недостатки КДПТ, в том числе по ограничению частоты вращения. Приведен порядок работы БДПТ и контроллера, а также отмечены их характерные особенности.

Литература:

1. Шульга Р.Н., Лабутин А.А. Особенности расчета быстроходных электрических машин // РУМ. – 2021. – № 1 (597). – С. 29–35.

2. Шульга Р.Н., Лабутин А.А. Динамика быстроходных электрических машин // РУМ. – 2021. – № 2 (598). – С. 13–19.

3. Шульга Р.Н., Лабутин А.А. Стендовые испытания быстроходных электрических машин // РУМ. – 2021. – № 3 (599). – С. 310037.

4. Шульга Р.Н., Лабутин А.А., Кирякин А.А. Разработка, испытания и применение электрических машин: в 2 ч., учеб. пособие. – М: Изд. МЭИ, 2022. – 148 с.

5. Ле Суан Хонг, Чан Ба Ле Хоанг. Сравнительный анализ систем управления тягового электропривода электроподвижного состава с тяговыми машинами постоянного тока // Изв. ТулГУ. – 2021. – Вып. 11. – URL: http://www. cyberleninka.ru/2022/04/

6. Методика тяговых расчетов (для промышленных электровозов). – URL: http://www.faufcc. ru/2022/04/

7. Шульга Р.Н. Тяговые характеристики электромобиля и электролокомотива // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 4. – С. 26–34.

8. Шульга Р.Н. Преобразователи частоты // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 1. – С. 3–11.

9. Шульга Р.Н. Преобразователи напряжения малой и большой мощности // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – В портфеле редакции.

10. Модернизация двигателей постоянного тока. – URL: http://www.lemzspb.ru/2022/04/

11. Способы улучшения коммутаций в машинах постоянного тока. – URL: http://www.asutpp. ru/2022/04/

12. Макаров Д. Что такое бесколлекторный двигатель постоянного тока и его принцип работы. – URL: http://www.asutpp.ru/2022/04/

Двигатели постоянного тока (ДПТ), появившись изначально в опытах Фарадея, прошли многочисленные этапы инноваций, но не лишились своего главного недостатка в виде коллекторно-щеточного узла (КЩУ). Эти этапы включают: реостатный пуск (ДРУ), тиристорно-импульсное управление (ТИУ), переход на асинхронные двигатели (АД) с преобразователями частоты (ПЧ) и сложной системой управления (СУ).

Перевод электроподвижного состава (ЭПС) на АД с ПЧ для скоростных поездов стал ведущей тенденцией ведущих мировых производителей в составе компаний: Siemens, Alstom, Bombardier, Hitachi. Основными факторами подобного перехода стали: отказ от ДПТ из-за постоянного обслуживания КЩУ, которые сложны в производстве и требуют проведения текущих и капитальных ремонтов, а также повышение энергоэффективности путем использования рекуперативно-реостатного торможения, недоиспользуемого ДРУ и ТИУ.

Однако АД с ПЧ, являясь достаточно сложной системой с учетом СУ, требует квалифицированного персонала для обслуживания, необходимого оборудования спецучастков с диагностическими стендами, высокая стоимость ПЧ на приборах IGBT и СУ на микроконтроллерах.

Ясно, что выбор типа тягового электропривода (ТЭП) должен определяться эксплуатационными требованиями ЭПС. Эти требования для ЭПС со скоростью движения выше 180 км/ч требуют применения АД с ПЧ, т. к. окружная скорость якоря ДПТ должна быть меньше 65–70 м/с, а на поверхности КЩУ не выше 50–60 м/c для обеспечения прочности узла.

Для ЭПС со скоростью ниже 180 км/ч и резкими режимами разгона и торможения преимущества ДПТ начинают проявляться и дают заметный эксплуатационный эффект. Так, ТЭП с ДРУ имеют следующие преимущества:

– простота управления изменением напряжения и потока возбуждения без сложных преобразователей;

– не нужны электронные компоненты, стенды и квалифицированный персонал в ДРУ;

– высокая надежность при своевременном обслуживании;

– широкий (до 4 тыс. об./мин.) и бесступенчатый диапазон регулирования частоты вращения ДПТ с возможностью рекуперации (для ТИУ);

Для Цитирования:
Шульга Р. Н., Двигатели постоянного тока для тягового электропривода. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: