Дуодено-толстокишечные свищи (ДТС) — относительно редкое осложнение, они определяются как патологическое сообщение между сегментом ДПК и брюшной полостью (внутренний ДТС) или между частью кишки и поверхностью тела (наружный) [2]. ДТС могут быть разделены на две большие группы — первичные и вторичные. У пациентов с отсутствием хирургических вмешательств в анамнезе такие свищи называются первичными. Вторичные свищи имеют ятрогенный характер [3, 6]. В литературе случаи первичных фистул приводятся редко. Эта группа в свою очередь делится на два подкласса — доброкачественные и злокачественные [5]. Доброкачественные ДТС почти всегда возникают у взрослых [10].
В 1863 г. Сандерсон сообщил о первом случае патологического дуодено-толстокишечного соустья [9]. Он обнаружил свищ между двенадцатиперстной кишкой и поперечным отделом ободочной кишки, причиной которого являлся дивертикул ДПК. Язвенная болезнь ДПК является самой широко описанной причиной возникновения доброкачественных патологических регионарных соустий. МакПик в своей работе 1940 г. сообщил о первом таком больном с наличием свища между двенадцатиперстной и поперечно-ободочной кишками. Он описал два случая со свищами в субпилорической части (D1) и нисходящей ветви (D2) ДПК и способ их лечения путем рассечения [7]. С тех пор было зафиксировано более 40 случаев ДТС, представленных как осложнение язвенной болезни.
Если ранее наиболее частой причиной ДТС являлась пептическая язва [1], в настоящее время считается, что в большинстве случаев фистулы возникают вследствие наличия злокачественных опухолей или воспалительных заболеваний кишечника, так как современные консервативные методы лечения пептических язв высокоэффективны (антагонисты Н2-рецепторов (H2RA), ингибиторы протонной помпы (PPI) и предупреждение развития инфекции, обусловленной Helicobacter Pylori) [13].
Больной А., мужчина 58 лет, обратился в нашу клинику с жалобами на отрыжку с неприятным запахом, слабость, боли в эпигастральной области, частый жидкий стул, снижение веса на 18 кг за год. Из анамнеза известно, что около 10 лет назад оперирован по поводу прободной язвы желудка с последующей пластикой постоперационной грыжи. При обследовании в приемном отделении — живот мягкий, безболезненный во всех отделах, дополнительные образования в брюшной полости не пальпируются, симптомы раздражения брюшины отрицательные. При ректальном исследовании на высоте пальца — без изменений. В общем анализе крови отмечался небольшой лейкоцитоз (11,7 × 109/л), снижение гематокрита (36,8 %). В биохимическом анализе крови определялось небольшое снижение уровня амилазы (23 ед/л). В моче — лейкоциты до 25 в п. зр.