Статья поступила 10.01.2017 г.
Это уже стало аксиомой: индуцированная Западом глобализация, помеченная общественно-потребительским маркером, во всём мире наступает на духовность, которая есть синоним культурности, ведь даже самые что ни на есть материальные предметы, во множестве сходящие со «стапеля» постиндустриального социума, не могут создаваться без согласованных и комбинированных действий «исполняющей руки» и «мыслящей головы». Сегодняшняя глобализация с тавром вестерна теоретически «питается» либерально-рыночным фундаментализмом, а практически продвигается массово-культурным механизмом. Её экспансивность не знает пределов, а агрессивность не ведает границ.
Свою суперактивность молох глобализации проявляет в национальнотерриториальных пределах России, бывшей до середины 80-х гг. ХХ в. духовным полюсом земной вселенной и до того времени представлявшей для Запада неприступную социокультурную крепость, несмотря на всемирную отзывчивость русского человека (на добро и красоту, но не на зло и безобра- 71 зие!). К сожалению, с той поры ситуация в нашей стране коренным образом изменилась: с масскультурной атакой извне и с духовно-практическим подыгрышем изнутри меркантильные позывы глобализации получили серьёзные предпосылки для укоренения в повседневной жизни россиян, их целостной системе архетипов, традиций, нравов, обычаев.
Текущий момент вселяет тревогу — экстенсивный натиск глобализации идёт по двум главным векторам: экономическая экспансия наступает на традиционно российские основы общественного бытия, а духовная экспансия — на аналогичные опоры общественного сознания. Вместе они стремятся, подобно зловредному вирусу, проникнуть в ядро отечественного менталитета, что, в конечном счёте, грозит русскому суперэтносу (по Л. Н. Гумилёву) утратой национальной идентичности. Той самой, которая прежде не отводила в своей ауре места назойливым либерально-рыночным ценностям: меркантилизму — в экономике, индивидуализму — в политике, утилитаризму — в культуре.