По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.089

Дуалистический (нейропсихопатологический) подход к гиперкинезам

Куташов Вячеслав Анатольевич заведующий кафедрой психиатрии и неврологии Института дополнительного профессионального образования Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко, доктор медицинских наук, профессор, тел.: 8-951-567-26-14, e-mail: kutash@mail.ru
Захаров Олег Павлович аспирант кафедры психиатрии и неврологии Института дополнительного профессионального образования Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко, тел.: 8-951-869-27-20, e-mail: yazakharov2015@yandex.ru
Овсянников Марк Вадимович доцент кафедры психиатрии Ростовского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, тел.: 8-919-249-33-52, e-mail: sienamed@mail.ru

Гиперкинезы негативно сказываются на психическом и эмоциональном состоянии подростка. С неврологической точки зрения тикозные гиперкинезы – результат ошибок в работе экстрапирамидальной системы, но, с патопсихологической точки зрения, тики — это некое желание, эмоции, чувства, которые подавляются и не могут быть выражены. Часто ребенок испытывает тягостные чувства, стесняется тика, считая его проявлением своей неполноценности. Хронические тики нарушают процесс социального взаимодействия, понижают стрессоустойчивость и являются причиной формирования депрессивного состояния.

Литература:

1. Волков Б.С. Акцентуация характера школьников и учителей. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 96 с.

2. Гарбузов В. Нервные и трудные дети. — СПб.: Астрель, 2007. — 352 с.

3. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — М.: Речь, 2005. — 400 с.

4. Куташов В.А., Самсонов А.С., Будневский А.В., Припутневич Д.Н., Щербак Е.А. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. — 2014. — Т. 13. — № 4. — С. 993–996.

5. Куташов В.А., Барабанова Л.В., Куташова Л.А. Современная медицинская психология. — Воронеж, 2013. — 170 с.

6. Куташов В.А., Коротких Д.В. Психотерапия. Монография. Т. 1. — Воронеж: ВГМА, 2014. — 729 с.

7. Куташов В.А., Сахаров И.Е., Куташова Л.А. Головная боль: Монография. Воронеж: ВГМА, 2015. — 484 с.

8. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты. Под общей ред. А.А. Реана. — М.: АСТ, 2007. — 128 с.

9. Самсонов А.С. Особенности психологического и аффективного статуса у пациентов нейрососудистого отделения // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: Ж. практической и теоретической биологии и медицины. — 2014. — Т. 13. — № 4. — С. 850–853.

10. Rybakowsky I., Wesolowski L., lankowiak E., Walczak М. Testhamowaniafi cksametazanem u chorych z zespolamidepresyjnumi // Psychiat. — Pol. — 1986. — 20, 1, 22–26.

11. Saran A.S. Depression after minor closed head injury. Role of dexamethasone test and antidepressants // J. din. Psyhiatry, 1985, 46, 8, 335–338.

12. Tancer M.E., Brown T.M., Evans D.L. et al. Impaired Eff ortful Cognition in Depression // Psychiatry Res., 31. — 1990. — P. 161–168.

Исследование по данной теме определяется большим количеством детей пубертатного возраста, подверженных двигательным тикам и необходимостью нахождения новых эффективных инструментов выявления и терапии коморбидных депрессивных состояний [1, 2, 5, 8, 11]. Сами по себе двигательные тики не являются серьезной неврологической патологией, угрожающей жизни подростку, но могут быть показателем неблагополучия детской психики, чрезмерных эмоциональных напряжений и стрессовых ситуаций, в которых пребывает ребенок [3, 6, 10]. Имеются неуточенные данные, что тикозные гиперкинезы влияют на формирование депрессивных состояний у подростков[4, 7, 9].

При этом ряд авторов отмечают снижение стрессоустойчивости, что является как причиной, так и следствием тикозных гиперкинезов [9, 11, 12].

В исследовании участвовали 30 подростков экспериментальной группы в возрасте от 11 до 18 лет обоих полов (15 девочек и 15 мальчиков), страдающих различными двигательными тиками, наблюдающиеся в условиях амбулаторного приема врача-невролога МУЗ «Детская поликлиника №11 г. Воронежа». Контрольная группа — 30 подростков того же возраста, входящих в категорию «здоровые», школьники 11–14 лет гимназии №10 г. Воронежа.

Предварительно изучался общесоматический, неврологический анамнез детей, а также проводились беседы с ними и их родителями, учителями для составления картины психосоматического течения болезни, возможных причин возникновения тиков и личностных особенностей подростков.

Диагностика депрессивности и стрессоустойчивости проводилась с использованием следующих методик:

— шкала депрессии Бека;

— методика определения уровня депрессии Жмурова;

— тест-опросник на стрессоустойчивость Холмса–Раге;

— 16-факторный опросник Кеттела.

По результатам эмпирического исследования было выявлено следующее.

Показатели депрессивности по шкалам Бека и Жмурова у всех пациентов с тикозными гиперкинезами совпадают. Различия заключаются лишь в том, что диагностика Жмурова является более дифференцированной и то, что у Бека рассматривается как наивысшая степень депрессивной (дистимной) акцентуации характера, в шкале Жмурова классифицируется как начинающаяся депрессия.

Для Цитирования:
Куташов Вячеслав Анатольевич, Захаров Олег Павлович, Овсянников Марк Вадимович, Дуалистический (нейропсихопатологический) подход к гиперкинезам. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2015;11-12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: