К Серебряному веку принято относить те сферы русской культуры, которые на рубеже столетий пережили, по определению Н.А. Бердяева, «духовный ренессанс». В условиях полного противоречий социального и экономического развития, утраты привычных форм взаимодействия с окружающим миром многие представители интеллектуальной и художественной элиты открывали новое для себя ощущение, с одной стороны, многомерности, с другой — непостижимости бытия. Складывалось понимание реальности как синтеза всей совокупности материальных и духовных явлений. Реакция на нее — и интеллектуальная, и художественная — формировалась как субъективное переживание не явленной, но органической полноты бытия, включающей в качестве важнейшей основы все уровни духовного [1]. Новое мировосприятие питало русскую философскую мысль, определяло особенности символистских и модернистских направлений в литературе и искусстве.
Искусство занимало особое место в культуре Серебряного века. Во многих его явлениях воплотилась присущая эпохе тенденция к мировоззренческому и художественному синтезу. Субъективное, повышенно эмоциональное переживание действительности определило стремление к новым способам художественного преобразования натуры, эстетического освоения духовного универсума. Живописное пространство утрачивало привычные прежде конкретность и определенность, натурное изображение сменялось поисками художественной деформации как возможности выражения по-новому воспринимаемой реальности. Крупнейшие мастера Серебряного века приходили к созданию индивидуально окрашенного образа мира, творили собственный миф, отражавший универсальное синтетическое ощущение бытия.
Древнерусская художественная традиция, за единичными исключениями не интересовавшая русских художников XVIII–XIX веков, сыграла особую роль в творчестве выдающихся живописцев Серебряного века. Это было время открытия иконы как выдающегося эстетического явления, выразившего мироощущение русского средневекового человека. Обращение к истокам отечественной духовной культуры, к православным основам национального менталитета разными гранями открывало пути к размышлениям о вечном, непреходящем в мире и в человеке. Отечественная художественная традиция переосмыслялась в соответствии с индивидуальным мировоззренческим опытом, со стремлением творческой личности проникнуть в глубочайшие тайны внутреннего мира человека и универсума в целом.