По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.1

Драйверы вовлеченности сотрудников: от теории к практике

Шавровская М.Н. канд. экон. наук, доцент, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Бородина О.Н. канд. экон. наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск

Оценка и повышение вовлеченности сотрудников являются одними из распространенных направлений работы в компаниях, которым уделяют особое внимание в управлении персоналом. В статье рассматриваются драйверы вовлеченности сотрудников. Акцент сделан на тех, которые поддаются влиянию внутри организации. Авторы делятся практическими примерами повышения вовлеченности сотрудников.

Литература:

1. Долгая А.А. Развитие вовлеченности персонала методами горизонтального управления // Вестник ГУУ. — 2017. — №9. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vovlechennosti-personala-metodamigorizontalnogo-upravleniya

2. Долженко Р.А. Опыт исследования системы внутренних коммуникаций как инструмента воздействия на вовлеченность персонала // Известия вузов. ЭФиУП. — 2014. — №3 (21). — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/opyt-issledovaniya-sistemy-vnutrennih-kommunikatsiy-kak-instru

3. Кулькова И.А., Николаев Н.А. Методические положения по оценке и развитию факторов формирования вовлеченности персонала в деятельность предприятия // Известия УГГУ. — 2016. — №4 (44). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-polozheniya-po-otsenke-i-razvitiyu-faktorov-formirovaniyavovlechennosti-personala-v-deyatelnost-predpriyatiya (дата обращения: 14.03.2023).

4. Смирнова А.В. Управление персоналом компании в период кризиса. — Russian Economic Bulletin. — 2020. — №3 (3). — С. 285–291.

5. Anitha J., 2014. Determinants of employee engagement and their impact on employee performance. International journal of productivity and performance management. https://doi.org/10.1108/ IJPPM-01-2013-0008

6. Bakker A.B., 2011. An evidence-based model of work engagement. Current directions in psychological science, 20 (4), pp. 265–269. https://doi.org/10.1177/0963721411414534

7. Barreiro C.A., Treglown L. 2020. What makes an engaged employee? A facet-level approach to trait emotional intelligence as a predictor of employee engagement. Personality and Individual Differences, 159, p. 109892. https://doi.org/10.1016/j. paid. 2020.109892

8. Bedarkar M. and Pandita D., 2014. A study on the drivers of employee engagement impacting employee performance. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 133, pp. 106–115. https://doi.org/10.1016/j.sbspro. 2014.04.174menta

9. Chanana N., 2021. Employee engagement practices during COVID‐19 lockdown. Journal of public affairs, 21 (4), p. e2508. https://doi.org/10.1002/pa. 2508

10. De-la-Calle-Durán M.C., Rodríguez-Sánchez J.L., 2021. Employee engagement and wellbeing in times of COVID-19: A proposal of the 5Cs model. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18 (10), p. 5470. https://doi.org/10.3390/ijerph18105470

11. Hu J., He, W., Zhou K. (2020). The mind, the heart, and the leader in times of crisis: How and when COVID19-triggered mortality salience relates to state anxiety, job engagement, and prosocial behavior. Journal of Applied Psychology, 105 (11), 1218–1233. https://doi.org/10.1037/apl0000620

12. Jose G., Mampilly S.R., 2014. Psychological empowerment as a predictor of employee engagement: An empirical attestation. Global Business Review, 15 (1), pp. 93–104. DOI: 10.1177/0972150913515589

13. Kolobov A. V., Igumnov E. M., Naumov D.N. ENSURING PERSONNEL INVOLVEMENT IN COMPANIES SUSTAINABLE DEVELOPMENT. Strategic decisions and risk management. 2020;11 (3):262–271. https://doi. org/10.17747/2618-947X-2020-3-262-271

14. Malik A., Sinha S., Goe, S., 2020. The «Screen» ing of you and me: Effects of COVID-19 on counterproductive work behaviors. IEEE Engineering Management Review, 48 (3), pp. 37–43.

15. Ojo A.O., Fawehinmi O., Yusliza M.Y., 2021. Examining the predictors of resilience and work engagement during the COVID-19 pandemic. Sustainability, 13 (5), p. 2902. https://doi.org/10.3390/su13052902

16. Ugwu F.O., Onyishi I.E. and Rodríguez-Sánchez A.M., 2014. Linking organizational trust with employee engagement: The role of psychological empowerment. Personnel Review

Вовлеченность персонала — тема, которая интересует ученых и бизнессообщество уже много лет. В литературе исследуют, какие факторы влияют на нее, компании измеряют уровень вовлеченности сотрудников, разрабатывают и реализуют мероприятия по ее повышению. Вовлеченные сотрудники открыты для новой информации, более продуктивны и более готовы на дополнительные задачи и усилия, они активно меняют свою рабочую среду, чтобы оставаться вовлеченными [6]. Высокий уровень вовлеченности сотрудников оказывает влияние на устойчивость компании при прохождении изменений в турбулентные периоды [13]. В то же время ряд внешних факторов, в том числе, нестабильность и турбулентность, могут способствовать повышению интереса компании к управлению вовлеченностью персонала. Исследования показывают, что в организациях, в которых уделяют внимание повышению вовлеченности в нестабильные времена, сотрудники проявляют большую лояльность и терпимость к организации [9]. Там, где внедряли мероприятия по вовлечению персонала (например, онлайнпрактики взаимодействия с семьей, виртуальное обучение и развитие, онлайнмероприятия по созданию команды и др.) во время пандемии COVID-19, сотрудники чувствовали себя преданными организации и сохраняли мотивацию в трудное время [9]. Ojo A.O., Fawehinmi O., Yusliza M.Y. выявили значительное влияние самоэффективности, благоприятных условий и поддержки семьи и друзей на жизнестойкость сотрудников, которая в значительной степени связана с вовлеченностью в работу. В их работе отмечается, что забота руководства о сотрудниках может не повысить их устойчивость к пандемии COVID-19, но руководство может стимулировать жизнестойкость сотрудников, предоставляя им возможность проводить качественное время со своими близкими и адекватную поддержку для создания благоприятных условий труда [15].

Для того чтобы позиция компании была крепкой в кризисные времена, важно обращать внимание на корпоративную культуру, положительно влияющую на психологическую атмосферу внутри компании, и личность руководителя [4]. Как указывают Malik A., Sinha S., Goe, S., роль лидера является решающей, а своевременное вмешательство руководителей для упреждающего реагирования на страхи сотрудников, укрепления доверия и улучшения физического и психического благополучия своих сотрудников помогает держать контрпродуктивное поведение под контролем [14]. Исследования Hu J., He, W., Zhou K. также показали, что лидерство особенно важно для того, чтобы направлять сотрудников с тревогой, связанной со смертностью от COVID-19, быть максимально вовлеченными в работу и вносить больший вклад в общество в целом [11].

Для Цитирования:
Шавровская М.Н., Бородина О.Н., Драйверы вовлеченности сотрудников: от теории к практике. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: