По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Доверие как необходимый элемент имиджа работодателя

Погодина И.В. ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н.Г. Столетовых» (ВлГУ), г. Владимир
Акатов А.А. ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н.Г. Столетовых» (ВлГУ), г. Владимир

В статье рассматриваются имидж и репутация работодателя и доверие как их необходимый элемент. Акцент сделан на правовых факторах. Показывается зависимость имиджа и репутации работодателя на рынке труда от соблюдения правовых норм, а также важность открытых источников информации об организации и/или работодателе, исходя из которых соискатель вакансии будет решать вопрос о возможном трудоустройстве.

Литература:

1. Лучший работодатель — 2021 // ВЦИОМ. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/luchshii-rabotodatel-2021 (дата обращения: 25.12.2021).

2. Rybaczewska M., Sparks L., Sułkowski Ł. Consumers’ purchase decisions and employer image // Journal of Retailing and Consumer Services, Volume 55, 2020, 102123. ISSN 0969-6989. https:// doi.org/10.1016/j.jretconser.2020.102123.

3. Яркова С.А., Романцова Ю.Д., Якимова Л.Д., Малахова А.А. Анализ формирования имиджа организации-работодателя на рынке труда как фактора привлечения потенциальных работников // Сибирский журнал экономики и менеджмента. — 2018. — № 2 (7). — C. 9.

4. Филиппова С.Ю., Харитонова Ю.С. Имидж коммерсанта: правовое регулирование и способы охраны. — М.: Статут, 2018. — С. 12.

5. Алексеева Е.П. Формирование репутации компании как работодателя / Е.П. Алексеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2011. — № 6. — С. 212.

6. Tkalac Verčič A., Sinčić Ćorić D. The relationship between reputation, employer branding and corporate social responsibility // Public Relations Review, Volume 44, Issue 4, 2018, Pages 444–452. ISSN 03638111. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2018.06.005.

7. Stockman S., Van Hoye G., da Motta Veiga S. Negative word-of-mouth and applicant attraction: The role of employer brand equity // Journal of Vocational Behavior, Volume 118, 2020, 103368. ISSN 0001-8791. https://doi.org/10.1016/j. jvb.2019.103368.

8. Ek Styvén M., Näppä A., Mariani M., Nataraajan R. Employee perceptions of employers’ creativity and innovation: Implications for employer attractiveness and branding in tourism and hospitality // Journal of Business Research, Volume 141, 2022, Pages 290–298. ISSN 0148-2963. https://doi.org/10.1016/j. jbusres.2021.12.038.

9. Пуляева В.Н. Роль ценностного предложения работодателя в формировании HR-бренда // Экономика, предпринимательство и право. — 2020. — № 3 (10). — С. 660.

10. Martin G. Driving corporate reputations from the inside: A strategic role and strategic dilemmas for HR? // Asia Pacific Journal of Human Resources, 47 (2) (2009), pp. 219–235.

11. Xu A.J., Loi R., Ngo H.-Y. Ethical Leadership Behavior and Employee Justice Perceptions: The Mediating Role of Trust in Organization // Journal of Business Ethics. Т. 134, вып. 3, с. 493–504. 1 March 2016. ISSN 01674544. doi 10.1007/s10551-014-2457-4.

12. Пеша А.В. Ценностное предложение работодателя // Human progress. — 2016. — № 12 (2). — С. 2.

13. Яницкая Л.М. Employee value proposition — основа формирования и продвижения имиджа работодателя // Журналiстыка — 2017: стан, праблемы i перспектывы матэрыялы 19-й Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі. 2017. — Минск: Белорусский государственный университет. — С. 170–171.

14. Каменев Н.О. Корпоративная социальная ответственность как инструмент формирования имиджа компании // Язык и социальная динамика. — 2014. — № 14 (2). — С. 24–25.

15. Тарасова А.Н. Проблема доверия в отношениях работодатель — работник / А.Н. Тарасова, Е.В. Андрианова // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 5. — С. 647.

16. Гурова И.П., Корчагина Н.А.Понятие доверия в экономических отношениях // Власть. — 2011. — № 5. — C. 50.

17. Warnock-Smith D., Cameron D., O’Connell J.F.organisational trust: A case application in the air transport sector // Transport Policy, Volume 88, 2020, Pages 69–78. ISSN 0967-070X. https://doi. org/10.1016/j.tranpol.2020.01.004.

18. Суханов Е.А. Роль уставного капитала в корпорациях // Вестник НГУ. — 2012. — № 8 (2). — C. 225–227.

19. Структура акционеров Сбербанка // СБЕРБАНК. — URL: https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/share-profile (дата обращения: 14.02.2022).

20. Структура акционерного капитала ПАО «Газпром» // ГАЗПРОМ. — URL: https://www. gazprom.ru/investors/stock/structure/ (дата обращения: 14.02.2022).

21. Рейтинги банков // Banki.ru. — URL: https:// www.banki.ru/banks/ratings/ (дата обращения: 26.12.2021).

22. 100 надежных российских банков — 2021 // Forbes. — URL: https://www.forbes.ru/rating/424063-100-nadezhnyh-rossiyskih-bankov-2021-reyting-forbes (дата обращения: 26.12.2021).

23. Результаты опроса соискателей в 2021 году. — https://rating.hh.ru/history/poll2021/?col=number&sort=1 (дата обращения: 13.03.2022).

24. Наш вклад в развитие общества // СБЕРБАНК. — URL: https://www.sberbank.com/ru/sustainability/ society (дата обращения: 14.02.2022).

25. Zhan Y., Noe R.A., Klein H.J. How can organizations operating in a negative reputation industry attract job seekers? // Journal of Vocational Behavior, Volume 132, 2022, 103661. ISSN 0001-8791. https:// doi.org/10.1016/j.jvb.2021.103661.

В декабре 2021 года ВЦИОМ представил данные опроса о наиболее привлекательных работодателях для потенциальных работников [1]. На первом месте в общем рейтинге оказалась компания «Газпром», а лидирует в рейтинге опрошенной молодежи (от 18 до 24 лет) Сбербанк. Анализ факторов, которые влияют на имидж и репутацию работодателя, поможет сформулировать выводы — рекомендации для организаций, желающих увеличить свой штат квалифицированными, перспективными и успешными специалистами.

Категория «Имидж работодателя» достаточно широко изучена в литературе. Сила имиджа компании как работодателя была выявлена в различных секторах. Исследования показывают его влияние на наем, привлечение соискателей, а также удовлетворенность работой. В настоящее время становится популярен новый взгляд на имидж работодателя. Например, M. Rybaczewska, L. Sparks, Ł. Sułkowski исследуют имидж работодателя во взаимосвязи с решениями потребителей о покупках [2], ведь имидж связан с доступом к квалифицированным сотрудникам и, следовательно, с качеством обслуживания, предоставляемого клиентам.

Под имиджем работодателя в маркетинге понимается комплекс определенных мероприятий, производимых компанией, направленных на формирование ее позитивного образа с целью привлечения к ней внимания со стороны потенциальных соискателей [3]. Под имиджем также можно понимать мнение широкой публики о престиже организации, ее продуктах и услугах [4].

Образ компании (employer-brand), по мнению Е.П. Алексеевой, — сформированная годами репутация компании как работодателя, благодаря которой она воспринимается как наилучшее место работы, когда заинтересованные лица данной компании признают ее успех [5]. Многие авторы согласны с тем, что заинтересованные стороны принимают решения с учетом репутации организации [6].

Итак, имидж компании и ее репутация как работодателя находятся в одном информационном пространстве. Термины отличаются друг от друга. Хотя концепция имиджа и концепция репутации широко используются в различных дисциплинах и исследованиях, но до сих пор нет общепризнанных определений. В настоящем исследовании не ставится задача определить термины, а презюмируется, что доверие — это часть имиджа и репутации организации как работодателя. От репутации зависит уровень доверия к организации, а высокий уровень такового есть одна из необходимых характеристик успешно построенного имиджа работодателя.

Для Цитирования:
Погодина И.В., Акатов А.А., Доверие как необходимый элемент имиджа работодателя. Директор по маркетингу и сбыту. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала