По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22 DOI:10.33920/pol-2-2203-01

Доверие как необходимый элемент имиджа работодателя (правовой аспект)

Погодина Ирина Владимировна ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых» (ВлГУ), 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, E-mail: irinapogodina@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5200-5423
Акатов Александр Александрович ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых» (ВлГУ), 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, E-mail: aka-alex1209@mail.ru

В статье рассматриваются имидж и репутация работодателя и доверие как их необходимый элемент. Акцент сделан на правовых факторах. Показывается зависимость имиджа и репутации работодателя на рынке труда от соблюдения правовых норм, а также важность открытых источников информации об организации и/или работодателе, исходя из которых соискатель вакансии будет решать вопрос о возможном трудоустройстве.

Литература:

1. Лучший работодатель — 2021 // ВЦИОМ. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/luchshii-rabotodatel-2021 (дата обращения: 25.12.2021).

2. Rybaczewska M., Sparks L., Sułkowski Ł. Consumers’ purchase decisions and employer image // Journal of Retailing and Consumer Services, Volume 55, 2020, 102123. ISSN 0969-6989. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2020.102123.

3. Яркова С.А., Романцова Ю.Д., Якимова Л.Д., Малахова А.А. Анализ формирования имиджа организации-работодателя на рынке труда как фактора привлечения потенциальных работников // Сибирский журнал экономики и менеджмента. — 2018. — № 2 (7). — C. 9.

4. Филиппова С.Ю., Харитонова Ю.С. Имидж коммерсанта: правовое регулирование и способы охраны. — М.: Статут, 2018. — С. 12.

5. Алексеева Е.П. Формирование репутации компании как работодателя / Е.П. Алексеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2011. — № 6. — С. 212.

6. Tkalac Verčič A., Sinčić Ćorić D. The relationship between reputation, employer branding and corporate social responsibility // Public Relations Review, Volume 44, Issue 4, 2018, Pages 444–452. ISSN 0363-8111. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2018.06.005.

7. Stockman S., Van Hoye G., da Motta Veiga S. Negative word-of-mouth and applicant attraction: The role of employer brand equity // Journal of Vocational Behavior, Volume 118, 2020, 103368. ISSN 0001-8791. https:// doi.org/10.1016/j.jvb.2019.103368.

8. Ek Styvén M., Näppä A., Mariani M., Nataraajan R. Employee perceptions of employers’ creativity and innovation: Implications for employer attractiveness and branding in tourism and hospitality // Journal of Business Research, Volume 141, 2022, Pages 290–298. ISSN 0148-2963. https://doi.org/10.1016/j. jbusres.2021.12.038.

9. Пуляева В.Н. Роль ценностного предложения работодателя в формировании HR-бренда // Экономика, предпринимательство и право. — 2020. — № 3 (10). — С. 660.

10. Martin G. Driving corporate reputations from the inside: A strategic role and strategic dilemmas for HR? // Asia Pacific Journal of Human Resources, 47 (2) (2009), pp. 219–235.

11. Xu A.J., Loi R., Ngo H.-Y. Ethical Leadership Behavior and Employee Justice Perceptions: The Mediating Role of Trust in Organization // Journal of Business Ethics. Т. 134, вып. 3, с. 493–504. 1 March 2016. ISSN 01674544. doi 10.1007/s10551-014-2457-4.

12. Пеша А.В. Ценностное предложение работодателя // Human progress. — 2016. — № 12 (2). — С. 2.

13. Яницкая Л.М. Employee value proposition — основа формирования и продвижения имиджа работодателя // Журналiстыка — 2017: стан, праблемы i перспектывы матэрыялы 19-й Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі. 2017. — Минск: Белорусский государственный университет. — С. 170–171.

14. Каменев Н.О. Корпоративная социальная ответственность как инструмент формирования имиджа компании // Язык и социальная динамика. — 2014. — № 14 (2). — С. 24–25.

15. Тарасова А.Н. Проблема доверия в отношениях работодатель — работник / А.Н. Тарасова, Е.В. Андрианова // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 5. — С. 647.

16. Гурова И.П., Корчагина Н.А. Понятие доверия в экономических отношениях // Власть. — 2011. — № 5. — C. 50.

17. Warnock-Smith D., Cameron D., O’Connell J.F. Organisational trust: A case application in the air transport sector // Transport Policy, Volume 88, 2020, Pages 69–78. ISSN 0967-070X. https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2020.01.004.

18. Суханов Е.А. Роль уставного капитала в корпорациях // Вестник НГУ. — 2012. — № 8 (2). — C. 225–227.

19. Структура акционеров Сбербанка // СБЕРБАНК. — URL: https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/share-profile (дата обращения: 14.02.2022).

20. Структура акционерного капитала ПАО «Газпром» // ГАЗПРОМ. — URL: https:// www.gazprom.ru/investors/stock/structure/ (дата обращения: 14.02.2022).

21. Рейтинги банков // Banki.ru. — URL: https://www.banki.ru/banks/ratings/ (дата обращения: 26.12.2021).

22. 100 надежных российских банков — 2021 // Forbes. — URL: https://www.forbes.ru/rating/424063-100-nadezhnyh-rossiyskih-bankov-2021-reyting-forbes (дата обращения: 26.12.2021).

23. Результаты опроса соискателей в 2021 году. — https://rating.hh.ru/history/ poll2021/?col=number&sort=1 (дата обращения: 13.03.2022).

24. Наш вклад в развитие общества // СБЕРБАНК. — URL: https://www.sberbank.com/ru/sustainability/society (дата обращения: 14.02.2022).

25. Zhan Y., Noe R.A., Klein H.J. How can organizations operating in a negative reputation industry attract job seekers? // Journal of Vocational Behavior, Volume 132, 2022, 103661. ISSN 0001-8791. https://doi.org/10.1016/j. jvb.2021.103661.

1. The best employer is 2021 // VTsIOM. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/luchshii-rabotodatel-2021 (Case Date: 25.12.2021).

2. Rybaczewska M., Sparks L., Sułkowski Ł. Consumers’ purchase decisions and employer image // Journal of Retailing and Consumer Services, Volume 55, 2020, 102123. ISSN 0969-6989. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2020.102123.

3. Yarkova S.A., Romantsova Y.D., Yakimova L.D., Malakhova A.A. Analysis of the formation of the image of the employer organization in the labor market as a factor in attracting potential workers // Siberian Journal of Economics and Management. 2018. № 2 (7). C. 9.

4. Filippova S.Yu., Kharitonova Yu.S. Image of a merchant: legal regulation and ways of protection. — M.: Statute, 2018. Page 12.

5. Alekseeva E.P. Formation of the company’s reputation as an employer / E.P. Alekseev // Current problems of the humanities and natural sciences. 2011. № 6. Page 212.

6. Tkalac Verčič A., Sinčić Ćorić D. The relationship between reputation, employer branding and corporate social responsibility // Public Relations Review, Volume 44, Issue 4, 2018, Pages 444–452. ISSN 0363-8111. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2018.06.005.

7. Stockman S., Van Hoye G., da Motta Veiga S. Negative word-of-mouth and applicant attraction: The role of employer brand equity // Journal of Vocational Behavior, Volume 118, 2020, 103368. ISSN 0001-8791. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2019.103368.

8. Ek Styvén M., Näppä A., Mariani M., Nataraajan R. Employee perceptions of employers’ creativity and innovation: Implications for employer attractiveness and branding in tourism and hospitality // Journal of Business Research, Volume 141, 2022, Pages 290–298. ISSN 0148-2963. https://doi.org/10.1016/j. jbusres.2021.12.038.

9. Pulyaeva V.N. The role of the employer’s value proposition in the formation of the HR brand // Economics, entrepreneurship and law. 2020. № 3 (10). Page 660.

10. Martin G. Driving corporate reputations from the inside: A strategic role and strategic dilemmas for HR? // Asia Pacific Journal of Human Resources, 47 (2) (2009), pp. 219–235.

11. Xu A.J., Loi R., Ngo H.-Y. Ethical Leadership Behavior and Employee Justice Perceptions: The Mediating Role of Trust in Organization // Journal of Business Ethics. Том 134, выпуск 3, страницы 493–504. 1 March 2016. ISSN 01674544. doi 10.1007/s10551-014-2457-4.

12. Pesha A.V. Employer’s value proposition // Human progress. 2016. № 12 (2). Page 2.

13. Yanitskaya L.M. Employee value proposition — a basis of formation and advance of image of the employer // Zhurnalistyka — 2017: camp, problems i of a perspektyva of a materyyala of the 19th Міжнароднай navukova-praktychnay канферэнцыі. 2017. — Minsk. Ed.: Belarusian State University. C. 170–171.

14. Kamenev N.O. Corporate social responsibility as a tool for forming the image of the company // Language and social dynamics. 2014. № 14 (2). C. 24–25.

15. Tarasova A.N. The problem of trust in relations employer — employee / A.N. Tarasova, E.V. Andrianova // Modern problems of science and education. 2013. № 5. Page 647.

16. Gurova I.P., Korchagina N.A. The concept of trust in economic relations // Power. 2011. № 5. C. 50.

17. Warnock-Smith D., Cameron D., O’Connell J.F. Organisational trust: A case application in the air transport sector // Transport Policy, Volume 88, 2020, Pages 69–78. ISSN 0967-070X. https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2020.01.004.

18. Sukhanov E.A. Role of authorized capital in corporations // Bulletin of NSU. 2012. № 8 (2). C. 225–227.

19. Structure of shareholders of Sberbank // SBER BANK. URL: https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/share-profile (circulation date: 14.02.2022).

20. PJSC Gazprom’s share capital structure // GAZPROM. URL: https://www.gazprom.ru/investors/stock/structure/ (circulation date: 14.02.2022).

21. Bank ratings // Banki.ru. URL: https:// www.banki.ru/banks/ratings/ (case date: 26.12.2021).

22. 100 reliable Russian banks — 2021 // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/rating/ 424063-100-nadezhnyh-rossiyskih-bankov-2021-reyting-forbes (case date: 26.12.2021).

23. The results of a survey of applicants in 2021. https://rating.hh.ru/history/ poll2021/?col=number&sort=1 (date of application 13.03.2022).

24. Our contribution to the development of society // SBER BANK. URL: https://www.sberbank.com/ru/sustainability/society (circulation date: 14.02.2022).

25. Zhan Y., Noe R.A., Klein H.J. How can organizations operating in a negative reputation industry attract job seekers? // Journal of Vocational Behavior, Volume 132, 2022, 103661. ISSN 0001-8791. https://doi. org/10.1016/j.jvb.2021.103661.

В декабре 2021 года ВЦИОМ представил данные опроса о наиболее привлекательных работодателях для потенциальных работников [1]. На первом месте в общем рейтинге оказалась компания «Газпром», а лидирует в рейтинге опрошенной молодежи (от 18 до 24 лет) Сбербанк. Анализ факторов, которые влияют на имидж и репутацию работодателя, поможет сформулировать выводы — рекомендации для организаций, желающих увеличить свой штат квалифицированными, перспективными и успешными специалистами.

Категория «Имидж работодателя» достаточно широко изучена в литературе. Сила имиджа компании как работодателя была выявлена в различных секторах. Исследования показывают его влияние на наем, привлечение соискателей, а также удовлетворенность работой. В настоящее время становится популярен новый взгляд на имидж работодателя. Например, M. Rybaczewska, L. Sparks, Ł. Sułkowski исследуют имидж работодателя во взаимосвязи с решениями потребителей о покупках [2], ведь имидж связан с доступом к квалифицированным сотрудникам и, следовательно, с качеством обслуживания, предоставляемого клиентам.

Под имиджем работодателя в маркетинге понимается комплекс определенных мероприятий, производимых компанией, направленных на формирование ее позитивного образа с целью привлечения к ней внимания со стороны потенциальных соискателей [3]. Под имиджем также можно понимать мнение широкой публики о престиже организации, ее продуктах и услугах [4].

Образ компании (employer-brand), по мнению Е.П. Алексеевой, — сформированная годами репутация компании как работодателя, благодаря которой она воспринимается как наилучшее место работы, когда заинтересованные лица данной компании признают ее успех [5]. Многие авторы согласны с тем, что заинтересованные стороны принимают решения с учетом репутации организации [6].

Итак, имидж компании и ее репутация как работодателя находятся в одном информационном пространстве. Термины отличаются друг от друга. Хотя концепция имиджа и концепция репутации широко используются в различных дисциплинах и исследованиях, но до сих пор нет общепризнанных определений. В настоящем исследовании не ставится задача определить термины, а презюмируется, что доверие — это часть имиджа и репутации организации как работодателя. От репутации зависит уровень доверия к организации, а высокий уровень такового есть одна из необходимых характеристик успешно построенного имиджа работодателя.

Для Цитирования:
Погодина Ирина Владимировна, Акатов Александр Александрович, Доверие как необходимый элемент имиджа работодателя (правовой аспект). Вопросы трудового права. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: