По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.225.681

Досудебное урегулирование налоговых споров: знать порядок и осуществлять свои права

Остапенкова Валерия Павловна индивидуальный предприниматель, 119334, Москва, Ленинский проспект, 30, e-mail: VPOstapenkova@mail.ru

В настоящей статье рассматриваются следующие вопросы, которые необходимо знать налогоплательщику для того, чтобы осуществлять свои права, с одной стороны, а с другой стороны – исполнять требования законодательства о досудебном урегулировании налоговых споров: как узнать о жалобе или обращении в налоговую службу; как узнать о решении по жалобам; как подать возражения на акты налоговых проверок; как обжаловать решения по налоговым проверкам; как обжаловать действия или бездействие, ненормативные акты налоговых органов. Кроме того, в статье раскрываются преимущества досудебного разрешения налоговых споров.

Литература:

1. Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013–2018 годы. Утв. приказом ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7-9/78@ [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Сотникова Л.В. Новая форма налогового контроля «налоговый мониторинг»: следует ли переходить строительным организациям? // Бухучет в строительных организациях. – 2015. – № 2.

3. http://www.nalog.ru/rn77/apply_fts/pretrial/5074234/.

Статья поступила 29 декабря 2014 г.

The article was received on December 29, 2014

В 2013 г. в России была принята Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013–2018 гг., утв. приказом ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7-9/78@.

Цель Концепции состояла в определении путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2013–2018 гг.) перехода на преимущественно внесудебный порядок разрешения налоговых споров.

История развития института досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации показывает, что до недавнего времени налогоплательщики и иные участники налоговых правоотношений отдавали предпочтение судебному урегулированию конфликтов. Важнейшим этапом в развитии института досудебного урегулирования налоговых споров является законодательное закрепление с 1 января 1999 г. процедурных вопросов обжалования актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц в части I НК РФ.

Количество налоговых споров, разрешаемых арбитражными судами, постоянно росло. Если в 1992 г. доля административных споров в общем количестве дел, рассмотренных арбитражными судами, не превышала 2%, то в 2008 г. она составила более 60%. В основном это споры, связанные с применением налогового законодательства, количество которых за 15 лет увеличилось в 22 раза. Все это обусловило необходимость реформирования и модернизации механизма досудебного разрешения налоговых споров.

С принятием Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» была изменена процедура судебной защиты – с 1 января 2009 г. досудебное обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения стало обязательным. Законодателем была реализована концепция последовательного урегулирования налоговых споров: в досудебном и далее – в судебном порядке.

Для Цитирования:
Остапенкова Валерия Павловна, Досудебное урегулирование налоговых споров: знать порядок и осуществлять свои права. Бухучет в строительных организациях. 2015;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: