По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Достоинства и недостатки эффективного контракта с преподавателем вуза

Г.Н. Крайнов доктор исторических наук, профессор кафедры политологии, истории и социальных технологий Российского университета транспорта (МИИТ)
А.И. Панов доктор политических наук, профессор кафедры политологии и права Московского государственного областного университета

Авторы рассматривают плюсы и минусы заключения «эффективного контракта» с преподавателем вуза. Авторами отмечается, что «эффективный контракт» рассматривается регулятором в духе нового «менеджеризма» и как инструмент оптимизации бюджетных расходов на образование и науку, а также в качестве «административного кнута».

Литература:

1. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование // URL: http:// gtmarket.ru/ ratings/expenditure-oneducation/info

2. Ясин Е. Без паники! Кризис продолжается // URL: www.rg.ru/2011/01/12/ yasin.html

3. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика // URL: https://www. kommersant.ru/ Docs/2011/2011d153-doklad.pdf

4. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2334.

5. Бюджетное послание президента РФ // URL: http://kremlin.ru/acts/ news/15786

6. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р // СЗ РФ. 2012. № 49. Ст. 6909.

7. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р (ред. от 30 апреля 2014 г. № 722-р) Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» // URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_162797/

8. Крайнов Г.Н. К вопросу об экономическом эффекте эффективного контракта в образовании // Фундаментальные исследования. 2017. № 5; Он же. Будет ли эффект от эффективного контракта в системе высшего образования? // Высшее образование в России. 2017. № 5.

9. Лоза Г.Г., Панов А.И., Щедрова О.А. Блеск и нищета социальной политики Москвы. М., 2011.

10. Трудовой кодекс РФ // URL: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_ law 34683/; Еремина С. Н. «Эффективный контракт» в трудовом праве // Журнал российского права, № 4, 2014.

11. Письмо Минобрнауки России от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности» // Вестник образования России. 2013. № 16.

12. Кузьминов Я. Академическое сообщество и академические контракты: вызовы и ответы последнего времени. Контракты в академическом мире / сост. и науч. ред. М. М. Юдкевич. М.: ВШЭ, 2011.

13. Приказ Минтруда России № 167н от 26 апреля 2013 г. «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» // URL: http:// rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/75

14. Цит по: Мартинсон Л.К., Смирнов Е.В. Экспериментальные подтверждения гипотезы де Бройля. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. Раздел 2.2. Т. 5.

15. Андреева А.Р., Попова С.А. Эффективный контракт в высшем образовании: детерминанты и потенциал использования // Социологические исследования, № 8, 2016.

16. Какая средняя зарплата в США? // URL: https://businessman.ru/new-kakayasrednyayazarplata-v-ssha.html.

17. Чучкалова Е.И., Лордкипанидзе М.Г., Лапшина С.Н. Некоторые проблемы введения эффективных контрактов в высших учебных заведениях // URL: http://uecs.ru/index. php?id= 4311:2017–04–03–06–32–25&opti on=com_flexicontent&view=items; Спирина Ю.Р. Проблемы реализации «Дорожной карты» по повышению качества и эффективности в сфере высшего образования и науки РФ // URL: http://www.kspu.ru/page12773.html.

После распада СССР новая Россия по указкам Всемирного банка, МВФ, западных консультантов никак не может «догнать и перегнать» Запад, поскольку у последнего нет в этом никакой заинтересованности. России уже надоело догонять «Евроамерику» (в том числе из-за санкционных преград), она повернулась на Восток и обнаружила, что пора бы уже догонять Азию.

По уровню развития у учащихся навыков XXI в. (креативность, критическое мышление, любознательность, математическая и информационная грамотность, умение работать в группе и др.) лидируют азиатские страны (Сингапур, Япония, Южная Корея, Китай и др.). Расходы на образование в удельном весе ВВП в этих странах в среднем в два раза больше, чем в России [1].

Российская система образования находится в процессе перманентных революционных перемен, старая система образования и науки разрушается, новое рождается в муках.

С 14 октября 1992 г. по 5 августа 2008 г. труд работников образовательных учреждений оплачивался в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС). Размер оклада или ставки заработной платы каждого работника определялся в зависимости от должности (профессии), квалификационной категории по 18 разрядам.

Постановлением Правительства России от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (с изменениями и дополнениями) в основу были положены следующие правила:

1. Каждое образовательное учреждение самостоятельно формирует свое штатное расписание в объеме доведенных до него средств.

2. Фонд оплаты труда (ФОТ) образовательного учреждения формируется на основании подушевого норматива. Учреждение получает деньги по госзаданию на обучение каждого учащегося.

Для Цитирования:
Г.Н. Крайнов, А.И. Панов, Достоинства и недостатки эффективного контракта с преподавателем вуза. Юрист ВУЗа. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: