Ж. обратилась в Управление Пенсионного фонда (далее – УПФ) за назначением ей досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность не менее 25 лет. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказала ей в назначении досрочной пенсии по старости по ФЗ «О страховых пенсиях», так как нет необходимого стажа для назначения пенсии по данному основанию.
Комиссией не включены в периоды работы учебные отпуска и курсы повышения квалификации.
Поэтому работнице пришлось обратиться в суд, чтобы обязать УПФ назначить ей досрочную пенсию по старости с момента обращения.
Пенсионный фонд требования работницы не признал, просил в их удовлетворении отказать.
В обоснование доводов жалобы указал, что при определении права на досрочное пенсионное обеспечение применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Данные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
В соответствии с п. 4 Правил в стаж на льготных основаниях включается работа, выполняемая постоянно в течение полного рабочего дня. Следовательно, в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, не могут быть включены: время обучения на курсах повышения квалификации; периоды учебных отпусков.
В эти периоды времени истица повышала квалификацию с отрывом от основной работы и не работала с детьми, не несла за них ответственность, то есть не несла на себе те издержки, моральные и физические нагрузки, за которые и установлено пенсионное обеспечение.
Кроме того, УПФ отметило, что нельзя применять нормы трудового законодательства, поскольку данные отношения регулируются Федеральным законом № 400-ФЗ, а отношения в части, не урегулированной законом, – Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 11.07.2002 № 516.
Спор прошел несколько инстанций.