По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Дорожное покрытие, полученное от рециклинга автошин

Алек Лурье фирма UAB Selfus

На всех уровнях взаимодействия битумного вяжущего с поверхностью минерального материала важной структурообразующей единицей является контактная зона, расположенная между двумя соседними частицами минерального материала. Адгезионное сцепление дорожного битума с поверхностью минеральных частиц имеет первостепенное значение для обеспечения основных свойств асфальтобетона. Верхний слой асфальтового покрытия дорог в результате интенсивной эксплуатации и резкого перепада температурных нагрузок быстро теряет первоначальные заданные свойства.

Одна из причин — высокая температура летом. На солнце асфальт нагревается выше 100 °С. Битумное связующее плавится при температуре 80 °С и в жидком виде стекает к основанию. Верхний слой как бы «высыхает», растрескивается и распадается на составляющие асфальтобетона. Это также приводит к образованию колеи, поскольку в этой ситуации верхний слой асфальта не выдерживает нагрузок от транспорта (особенно большегрузного).

Вторая распространенная причина разрушения поверхности асфальтового покрытия — мороз. При замерзании воды внутри асфальта при 0 °С образующийся лед разрывает его. Битум при такой температуре становится хрупким. А возникающие при этом трещины приводят к полному разрушению асфальта.

С 1931 г. дорожные службы в США ведут работы по производству асфальта с использованием порошка (или крошки) из автошин. Теоретически всем очень хочется, чтобы резина вступила в реакцию с битумом и получилась бы редкая пространственная решетка наподобие той, которая возникает в резине во время реакции вулканизации. Работы в этом направлении ведутся во всем мире. В России самая известная линейка подобных материалов носит общее название — «Битрэк». В других странах их классифицируют как резиномодифицированные-битумные мастики. Но вышеупомянутые резинобитумные мастики, получаемые смешением (ключевое слово характеризирующее данные технологические методы) резиновой крошки с битумом, не решают проблемы, возникающих при изменениях температур замерзания и плавления, влияющих на эксплуатационные свойства асфальтовых покрытий. Эти мастики представляют собой взвесь частиц резины в битуме. Температура плавления и замерзания такой смеси определяется свойствами матрицы (т.е. битума).

В последнее время все чаще в рекламах порошка резин, получаемых в процессе рециклинга старой резины, звучат слова «химически активный порошок» резины. Под этим понятием скрывается возможность порошка резины вступать в реакцию вулканизации. При вулканизации (нагреве до 150–200 °С и плотной упаковки материала) атомы серы или иного реагента присоединяются по месту разрыва некоторых двойных связей и линейные молекулы каучука «сшиваются» в более крупные трехмерные молекулы — получается резина. Иными словами, в материале порошка переработанных резин должны быть двойные связи в углеродной цепочке. Именно они и обеспечивают возможность вулканизации.

Для Цитирования:
Владимир Клищенко, Алек Лурье, Дорожное покрытие, полученное от рециклинга автошин. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: