Июньский номер посвящен коллекциям и коллекционерам. В основе великих коллекций почти всегда лежит частная инициатива. Нередко частные коллекции, становясь целостными тематическими собраниями, формируют музейные фонды не только региональных, но и национальных музеев. Третьяковскую галерею основал купец Павел Михайлович Третьяков, Эрмитаж вырос из личной коллекции императрицы Екатерины Великой, а импрессионисты оказались в Пушкинском музее благодаря Щукину и Морозову. В основе коллекции Русского музея лежат частные собрания Павла Свиньина и Василия Кокорева, Николая Лихачева и Михаила Погодина. Значительный вклад в коллекцию музея сделали и члены русской императорской фамилии.
Коллекционирование предметов искусства часто переходит в страсть, азарт «охотника за сокровищами», первооткрывателя, исследователя. Алексей Александрович Бахрушин, Исаак Израилевич Бродский, Генрих Афанасьевич Брокар, Георгий Дионисович Костаки, Алексей Викулович Морозов, Иван Абрамович Морозов, Илья Семенович Остроухов, Павел Михайлович Третьяков, Сергей Михайлович Третьяков, Дмитрий Иванович Щукин, Иван Иванович Щукин, Петр Иванович Щукин, Сергей Иванович Щукин, Игорь Грабарь и другие коллекционеры сохранили не только для себя, но и для многих поколений одни из самых ярких и значительных страниц истории культуры.
«Коллекционер — это первая ячейка музея, коллекционеры — актив музея, «кровеносная система», связывающая государственное хранилище с жизнью» — подчеркивает Ираклий Андроников. В этом году открыли двери ряд значительных выставок, посвященных личным коллекциям и коллекционерам. Музей русского импрессионизма продолжает знакомить нас с меценатами и коллекционерами. В 2021 году с успехом прошел проект «Охотники за искусством», посвященный 14 частным советским коллекционерам, в 2023 году героиней новой выставки стала Надежда Добычина — одна из первых отечественных галеристок.
На страницах этого номера мы познакомимся с малоизвестными коллекциями и коллекционерами, внесшими свой значительный вклад в сохранение культурного наследия в разные периоды перемен: 1914–1917 П.П. Иванов; 1960–1990 В.А. Мороз; 1990–2010 В.Е. Копылов; 2020–2023 А.А. Коньков. Обсудим проблему соблюдения авторских прав в век цифровой реальности, правовые границы охраны результатов творческой деятельности. Как грамотно организовать «цифровую» выставку.
Приглашаем к диалогу о переосмыслении музейной коллекции вместе с Клубом главных хранителей в рамках АДИТ-2023: в чем смысл предметного мира? Музейная коллекция — зеркальная фиксация прошлого или, сменив оптику, рассмотреть ее как эмоциональный опыт восприятия чужой судьбы, как своей жизни, что позволит расширить границы коллекции в область актуальной коммуникативно насыщенной практики.
С глубоким уважением, Татьяна Мартынова