По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Дорогие читатели!

Апрельский номер посвящен научным коллекциям. Неоспорима растущая смыслообразующая роль музеев, обладающих большим потенциалом связывать огромные регионы единым смыслом и культурным контекстом. Музеи служат трем главным целям: сохраняют память народа, порождают гордость за отечество и формируют достойный образ России в мире. Культурный потенциал музеев, сохраняющих научное наследие был сформирован благодаря государственной политике 50–60-х гг. в отношении науки и образования в целом, а также академической, научной и хозяйственной деятельности, промышленному и художественному освоению территорий. Музейное дело способно послужить инструментом культурной интеграции регионов России между собой, мягкой силой в международных отношениях и потому должно рассматриваться как важный фактор государственной политики.

В современных условиях научно-технические музеи необходимо рассматривать как один из главных факторов стратегического целеполагания при подготовке документов развития не только отдельных территорий или отраслей, но страны в целом. Потенциал научно-технического наследия и функционал, заложенный в культурно-образовательную, научно-исследовательскую и просветительскую деятельность музеев, должен использоваться максимально эффективно. Обеспечение качества жизни людей, которые работают над реализацией масштабных инфраструктурных и промышленных проектов в каждом регионе, как и в России в целом, во многом зависит от внутренней культуры, от работы с исторической памятью, идентичностью территорий, культурным наследием в целом.

Идея о гуманистической ценности научного наследия как одного из важнейших ресурсов, влияющих на устойчивое развитие общества, самоопределение личности, разработку социальных стратегий, формирование локального и глобального культурного пространства, отражена в работах Вернадского, Лихачева, Бухарина. В конце 1920-х гг. В.И. Вернадский сформулировал три необходимых условия для успешного развития историко-научных исследований в стране: создание института по изучению истории знаний, музея истории науки и техники и специального научного журнала. Институт истории науки и техники в структуре АН СССР был открыт в 1932 г. Специальный научный журнал — «Вопросы истории естествознания и техники» учрежден в 1980 г. Решить третью задачу — создать музей до сих пор так и не удалось, хотя работы по его организации были начаты комиссией по истории знаний (1921–1932). Несмотря на особое внимание В.И. Вернадского, а потом и Н.И. Бухарина.

Для Цитирования:
Татьяна Мартынова, Дорогие читатели!. Музей. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: