По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2502-05

Дополнительное профессиональное образование средних медицинских работников как средство их профессионального развития

Девятовская Любовь Александровна старшая медицинская сестра, ООО «А2Мед Самара», 443013, г. Самара, ул. Дачная, 24, e-mail: lubovilukash@gmail.com, https://orcid.org/0009-0006-8997-8452
Карасева Лариса Аркадьевна директор Института сестринского образования, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89, e-mail: l.a.karaseva@samsmu.ru, https://orcid.org/0000-0003-3999-9731

Представленная в статье научная работа направлена на исследование эффективности дополнительного профессионального образования средних медицинских работников в их профессиональном развитии. В ходе работы рассматриваются ключевые аспекты, связанные с ролью, формами, методами, проблемами и перспективами дополнительного профессионального образования, а также предлагаются рекомендации по улучшению системы последипломного образования. Цель. Проанализировать эффективность последипломного образования в профессиональном развитии средних медицинских работников. Результаты. Изучены существующие формы и методы дополнительного профессионального образования средних медицинских работников; проведена оценка уровня усвоения материала программ дополнительного профессионального образования средними медицинскими работниками; изучены факторы, влияющие на эффективность дополнительного профессионального образования; проанализировано применение полученных знаний, навыков и умений в практической деятельности средних медицинских работников. Заключение. Проблемы и перспективы развития дополнительного профессионального образования для средних медицинских работников являются важной темой, требующей внимания со стороны как образовательных учреждений, так и работодателей. Решение существующих проблем и внедрение новых подходов к обучению могут значительно повысить уровень квалификации работников, что, в свою очередь, приведет к улучшению качества медицинской помощи и повышению удовлетворенности пациентов. Работодателям важно помнить, что инвестиции в образование — это инвестиции в будущее здравоохранения, которые принесут свои плоды как работникам, так и обществу в целом.

Литература:

1. Казаченко А. В. Дистанционное образование в андрологии: история, реальность, перспективы /А. В. Казаченко //Экспериментальная и клиническая урология. — 2015. — №. 2; С. 93–101.

2. Конюхова С. Г. О повышении медицинскими и фармацевтическими работниками своей квалификации в рамках непрерывного профессионального образования /С. Г. Конюхова, В. Д. Вагнер, Л. В. Майорова //Клиническая стоматология. — 2019. — №. 3; С. 78–82.

3. Крючкова Н. Ю. Пути повышения эффективности системы последипломного образования специалистов со средним медицинским образованием /Н.Ю. Крючкова //Омский научный вестник. — 2013. — №. 2 (124); С. 17–19.

4. Пчелина И. В. Система непрерывного образования в области управления качеством подготовки специалистов /И. В. Пчелина //Дальневосточный медицинский журнал. — 2002. — №. 2; С. 106–109.

5. Свиридова Т. Б. Анализ применения активных методов обучения (деловая игра) в программах дополнительного профессионального образования медицинских работников /Т. Б. Свиридова Е. А. Голдина, Н. В. Шахова //Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. — 2024. — №. 1; С. 164–178.

6. Тропникова В. В. Мониторинг знаний студентов среднего профессионального образования посредством входного контроля /В. В. Тропникова //Концепт. — 2018. — №. 2; С. 28–37.

7. Федотов А. В. Национальные проекты и совершенствование мониторинга их реализации в сфере непрерывного профессионального образования /А. В. Федотов //Университетское управление: практика и анализ. — 2020. — Т. 24. — №. 1; С. 28–43.

8. Филиппова В.П. Дополнительное профессиональное образование управленческих кадров как фактор совершенствования деятельности организации /В.П. Филиппова, Е. Г. Матросова //Социально-гуманитарные знания. — 2019. — №. 12; С. 20–30.

9. Шульгина И. В. Персонифицированный подход в совершенствовании профессиональных компетенций специалистов со средним медицинским образованием в системе последипломного образования /И. В. Шульгина //Научное обозрение. Медицинские науки. — 2020. — №. 2; С. 57–61.

10. Якимова Н. В. Оценка эффективности повышения квалификации сестринского персонала в условиях ЛПУ /Н. В. Якимова, Л. Ф. Молчанова, Г. М. Злобина //Главный врач. — 2010. — № 12; С. 52–56.

1. Kazachenko A.V. Distance education in andrology: history, reality, prospects /A.V. Kazachenko //Experimental and clinical urology. — 2015. — No. 2; pp. 93–101. (In Russian)

2. Konyukhova S.G. On improving the qualifications of medical and pharmaceutical workers in the framework of continuous professional education /S.G. Konyukhova, V.D. Wagner, L.V. Mayorova //Clinical dentistry. — 2019. — No. 3; pp. 78–82. (In Russian)

3. Kryuchkova N.Yu. Ways to improve the efficiency of the postgraduate education system for specialists with secondary medical education /N.Yu. Kryuchkova //Omsk Scientific Bulletin. — 2013. — No. 2 (124); pp. 17–19. (In Russian)

4. Pchelina I.V. Continuous education system in the field of quality management of specialists training /I.V. Pchelina //Far Eastern Medical Journal. — 2002. — No. 2; pp. 106–109. (In Russian)

5. Sviridova T. B. Analysis of the use of active learning methods (business game) in continuing professional education programs for medical workers /T. B. Sviridova E.A. Goldina, N.V. Shakhova //Modern problems of health care and medical statistics. — 2024. — No. 1; pp. 164–178. (In Russian)

6. Tropnikova V.V. Monitoring the knowledge of students of secondary vocational education through input control /V.V. Tropnikova //Concept. — 2018. — No. 2; pp. 28–37. (In Russian)

7. Fedotov A.V. National projects and improvement of monitoring of their implementation in the field of continuous professional education /A.V. Fedotov //University management: practice and analysis. — 2020. — Vol. 24. — No. 1; pp. 28–43. (In Russian)

8. Filippova V. P. Additional professional education of management personnel as a factor in improving the organization’s activities /V. P. Filippova, E. G. Matrosova //Social and humanitarian knowledge. — 2019. — No. 12; pp. 20–30. (In Russian)

9. Shulgina I. V. Personalized approach to improving the professional competencies of specialists with secondary medical education in the postgraduate education system /I.V. Shulgina //Scientific Review. Medical Sciences. — 2020. — No. 2; pp. 57–61. (In Russian)

10. Yakimova N.V. Evaluation of the effectiveness of advanced training of nursing personnel in health care facilities /N.V. Yakimova, L. F. Molchanova, G.M. Zlobina //Chief Physician. — 2010. — No. 12; pp. 52–56. (In Russian)

Перспективы развития дополнительного профессионального образования для средних медицинских работников также заслуживают отдельного внимания. В условиях цифровизации и внедрения новых технологий в медицину открываются новые горизонты для образовательных программ. Использование интерактивных технологий, симуляционных методов обучения и онлайн-платформ может значительно повысить доступность и качество образовательных услуг. Важно, чтобы образовательные учреждения и работодатели осознавали значимость инвестиций в дополнительное профессиональное образование как средство повышения конкурентоспособности и качества медицинских услуг [4, 5, 6].

Эффективность дополнительного профессионального образования для средних медицинских работников является важным критерием, который необходимо оценивать не только с точки зрения усвоенных знаний, но и с точки зрения их практического применения. Исследования Каспрука Л. И., Жданова Р. Р., Акопяна М. Р. (2018), Екимовой Н. А. (2020), Карасевой Л. А. (2023) показывают, что работники, прошедшие программы ДПО, демонстрируют более высокие результаты в своей профессиональной деятельности, что подтверждает необходимость постоянного обучения и развития.

Дополнительное профессиональное образование средних медицинских работников как средство их профессионального развития обусловлено возрастающей ролью квалифицированного медицинского персонала в системе здравоохранения, что требует постоянного обновления и повышения профессиональных навыков специалистов. В условиях стремительного развития медицинских технологий и методов лечения, а также изменения требований к качеству медицинских услуг, дополнительное профессиональное образование становится ключевым элементом, способствующим не только повышению компетентности средних медицинских работников, но и улучшению общего уровня медицинской помощи [3, 8].

Цель исследования: проанализировать эффективность последипломного образования в профессиональном развитии средних медицинских работников.

Для Цитирования:
Девятовская Любовь Александровна, Карасева Лариса Аркадьевна, Дополнительное профессиональное образование средних медицинских работников как средство их профессионального развития. Медсестра. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: