В учреждении сотрудники работают на основании эффективного контракта, в котором установлены дополнительные виды работ с оплатой за них помимо основного оклада. Например, у водителя автомобиля помимо его обязанностей указано, что он выполняет погрузочно-разгрузочные работы, и за эти виды работ положена доплата. Погрузочно-разгрузочные работы не входят в трудовую функцию водителя, указанный вид работ является дополнительным, за что согласно условиям эффективного контракта водителю полагается доплата. Также выплачивается доплата за выполнение дополнительной работы по вакантной должности.
Необходимо ли в заработную плату при ее сравнении с МРОТ включать доплату за выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также дополнительной работы по вакантной должности?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции.
В заработную плату при ее сравнении с МРОТ не следует включать доплату за выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также дополнительной работы по вакантной должности. Такие доплаты должны начисляться сверх МРОТ.
Обоснование позиции
Согласно части третьей ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 ТК РФ).
Из буквального толкования приведенных норм ТК РФ следует, что не ниже МРОТ должна быть вся месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) с учетом компенсационных и стимулирующих выплат. Правомерность такого подхода ранее подтверждали высшие судебные инстанции, в частности Верховный Суд РФ (решение от 24.12.2008 №ГКПИ08-2150, определение от 10.09.2008 №83-Г08-11) и Конституционный суд РФ (определение от 01.10.2009 № 1160-О-О). Как следствие, доплата за выполнение работником в течение установленной ему продолжительности рабочего дня (смены), наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы, в том числе доплата за выполнение дополнительной работы по вакантной должности* (1) (далее — доплата за выполнение дополнительной работы), относящаяся к компенсационным выплатам, и стимулирующие ежемесячные выплаты, предусмотренные положением по оплате труда учреждения, размер которых зависит от достижения работником определенных критериев, также, следуя буквальному толкованию ст. 129, 133 ТК РФ, должны включаться в состав заработной платы при ее сравнении с МРОТ (ст. 60.2, 149, 151 ТК РФ).
В то же время по вопросу об учете различных компенсационных выплат в составе заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ высказывались совершенно противоположные точки зрения как судьями, так и представителями органов исполнительной власти.
В частности, в отношении доплаты за выполнение дополнительной работы некоторые суды считали, что такая доплата должна входить в состав заработной платы при ее доведении до МРОТ (смотрите, например, определение Кемеровского областного суда от 12.02.2019 № 33-1512/2019, определение Верховного Суда Республики Карелия от 24.08.2018 № 333394/2018, определение Иркутского областного суда от 21.07.2016 №3310218/2016). Другие же исходили из того, что такая доплата осуществляется за дополнительную работу, не предусмотренную трудовым договором, и приходили к выводу, что она не должна учитываться при сравнении заработной платы с МРОТ (смотрите, например, решение Онежского городского суда Архангельской области от 24.05.2019 по делу № 2-218/2019, определение Красноярского краевого суда от 06.08.2018 № 33-11228/2018, определение Верховного Суда Республики Бурятия от 17.02.2016 № 33-516/2016, определение Суда Еврейской автономной области от 01.03.2017 №33а-158/2017).
В консультациях Роструда также можно было встретить как позицию, согласно которой доплата за выполнение дополнительной работы должна входить в состав заработной платы при ее соотнесении с МРОТ, так и противоположную позицию о том, что такая доплата начисляется сверх МРОТ.
Конституционный суд РФ в постановлении от 11.04.2019 №17-П (далее — Постановление №17-П) пояснил, каким образом учитываются некоторые компенсационные выплаты при расчете размера заработной платы при оценке ее соответствия МРОТ. Хотя в резолютивной части Постановления № 17-П говорится конкретно о доплатах за сверхурочную работу, работу в ночное время и в выходные и нерабочие праздничные дни, из мотивировочной части видно, что речь идет о недопустимости дискриминации всех работников, трудящихся в условиях, отклоняющихся от нормальных. А работы в ночное время, в выходные и праздничные дни и сверхурочно выделены лишь как частные случаи таких отклонений. Это позволяло заключить, что сделанный Конституционным судом РФ вывод можно по аналогии распространить и на все прочие виды доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе на доплату за выполнение дополнительной работы. Указанное позднее подтвердил сам Конституционный суд РФ в названном постановлении от 16.12.2019 №40-П.
В настоящее время на основании позиции Конституционного суда РФ, изложенной им в постановлениях от 07.12.2017 № 38-П, от 26.06.2018 № 26-П, от 11.04.2019 № 17-П и от 16.12.2019 № 40-П, рекомендовано при формировании систем оплаты труда, фондов оплаты труда, размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений не включать в состав заработной платы не ниже МРОТ выплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время, совмещение профессий, а также выплаты в части установления повышенного размера оплаты труда за работу в выходной и нерабочий праздничный день (смотрите Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 г., утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол №11, информацию Минтруда России от 9 января 2020 г.).
Таким образом, по нашему мнению, доплата за выполнение работником в течение установленной ему продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы не принимается во внимание при доведении зарплаты до МРОТ. Аналогичный подход представлен и в правоприменительной практике (смотрите решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 05.06.2019 по делу №2-88/2019.