Формула поэзии Сергея Шаталова проста и парадоксальна: 2 × 2 = птица. Простота помогает ее запомнить, пусть немного недопонимая, но не настолько, чтобы не начать над ней медитировать. А парадоксальность предполагает взаимодействие разных органов понимания.
«2 × 2» = доказуемая очевидность, а «птица» = очевидность, не требующая доказательств. Приравниваются числа и образы, логика и полет, земля и воздух. Приравнивание оказывается их общим смыслом, необходимостью их осуществления и сосуществования. Оно обращает к пониманию и возносит к постижению. Физика смысла оборачивается поэзией природы.
Так же возникает, взлетая из обыденных ситуаций, и проза Шаталова. Бессюжетная, если читать ее как историю, и безумная, если искать в ней нарративы. Ее устремление — превращение гусеницы в бабочку. Ее логика — опровержение горькой максимы, что рожденный ползать летать не может.
Такое искусство вызывает больше вопросов, чем восторгов. Но ответы есть, и они разные: сказанные прямо, рассказанные образно, а для большей ясности — показанные. Целый театр ответов, похожих на вопросы! Театр Сергея Шаталова — его истинная стихия, его миссия и мистика, содержание его поэзии и прозы. Театральное действие, понимаемое эзотерически, таит в себе неутраченный потенциал древних мистерий. Это духовная практика, очищение души, телесная терапия. Театр Шаталова — здравница, искусство исцеления — восстановление человеческой целостности.
Поэтому название моноспектакля Сергея Шаталова, состоявшегося 17 мая 2025 года в Донецке, не должно казаться высокопарным и претенциозным: это были именно «Мистерии преображения». Оно точно определяет суть шаталовской драматургии — динамику трансформации видимостей в видения, взаимопроникающее единение зримого и умозрительного, таинство пресуществления мыслящей телесности в любящую сопричастность.
Строго мистериальна и структура спектакля, которую составляют две взаимонаправленные триады — сакральная и сакрализующая: три библейские предания и три современные истории. Эти конструкции ценны и сами по себе, но их надо соединить, чтобы мистерия, не переставая быть искусством, стала действом. Нужна скрепа, образующая контакт. Нужен посредник, проводник, мистагог. Тот, кто знает, умеет, смеет — и действует.