По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Домашняя работа

Пандемия стала сильным катализатором изменений в трудовых отношениях, закрепившим за удаленкой статус новой нормальности. И хотя на российском рынке труда по-прежнему доминирует стандартная форма (в офисе/на предприятии), уровень дистанционной занятости демонстрирует завидную устойчивость.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты мониторингового опроса об удаленной занятости.

Согласно полученным данным, каждый четвертый работающий россиянин сегодня полностью или частично трудится из дома (25 %), что немногим больше, чем в 2022 г. (19 %). Из вынужденной, «карантинной» меры работа из дома постепенно превратилась в осознанный выбор и работников, и работодателей.

За последние четыре года привлекательность полной удаленки выросла вдвое (с 8 до 16 %), гибридного формата — в 1,5 раза (с 23 до 34 %). Приверженность гибким формам занятости чаще характерна для молодых специалистов (18–35 лет). В отличие от старших поколений, которые были вынуждены адаптироваться к новому формату, молодежь вышла на рынок труда, будучи знакомой с удаленкой со студенческой скамьи. Кроме того, эту группу отличают более высокий уровень цифровой грамотности, адаптивность к новым технологиям и отличное от других поколений отношение к работе. В представлениях молодых людей удаленка гораздо лучше, чем традиционный «офисный» формат, отвечает их запросу на work-life balance. Такой взгляд на удаленную работу характерен и для россиян в целом — ее ключевым преимуществом видится экономия временных ресурсов: отсутствие необходимости тратить время на дорогу до работы, больше возможностей для общения с семьей, самореализации и выполнения домашних дел, а ключевыми недостатками — дефицит живого общения и снижение самодисциплины.

Кому на удаленке жить хорошо? Как показывают результаты, эта форма занятости — привилегия наиболее квалифицированной части рабочей силы (как минимум обладателей высшего или неоконченного высшего образования), а также самозанятых. Гибридный формат работы вдвое чаще, чем в целом по стране, встречается в столичных городах (24 % vs 12 %). И это далеко не предел: запрос на гибкость в трудовых отношениях демонстрирует каждый второй работающий москвич и петербуржец.

«Удаленщики» в большей степени, чем офлайн-сотрудники, довольны выбранной формой занятости и в большинстве случаев хотели бы оставить возможность работы из дома и в дальнейшем. Отказываться от этой формы занятости не торопятся и в других странах. Согласно январскому исследованию Pew Research Center, американские «удаленщики» скорее уволятся, нежели останутся на текущем месте работы (46 % vs 36 %), если их работодатель попросит вернуться в офис.

Для Цитирования:
Домашняя работа. Служба занятости. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: