Традиционно в Российской Федерации вопросы, связанные с трудовой деятельностью иностранных граждан, остаются актуальными. Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), за первое полугодие 2019 года в целях трудоустройства в нашу страну прибыло 2,4 млн иностранцев [1]. Несмотря на международную эпидемиологическую ситуацию с пандемией COVID-19, в 2020 году за период января — августа в России было оформлено 132372 визы, поставлено на миграционный учет 6707629 человек, выдано 6301796 паспортов и 33911 разрешений на работу [2]. При этом если в коммунальном хозяйстве и сфере технических услуг присутствие мигрантов стало привычным, то в остальных отраслях использование труда приезжих оценивается неоднозначно [3].
По данным ВЦИОМ, россияне стали более лояльно относиться к присутствию мигрантов в таких отраслях, как образование (по сравнению с июлем 2013 года показатель вырос с 13 до 21% против 68% в 2016 году) и медицина (с 17 до 23% против 66%). Когда речь идет о регулярном присутствии работника в семье в качестве гувернантки, няни или домработницы, только пятая часть опрошенных (21%) готовы поддержать кандидатуру приезжего другой национальности, тогда как против этого выступают 63%.
Впрочем, медленный рост популярности привлечения иностранных граждан в качестве работников в домашних хозяйствах все же наблюдается. С точки зрения экспертов в области подбора персонала, увеличение такого спроса на рынке труда обусловливается стремлением работодателей — физических лиц создать условия погружения в среду иностранного языка для своих детей, повысить уровень конфиденциальности частной жизни, обеспечить исполнение широкого круга трудовых обязанностей одним сотрудником [4].
Законодательство Российской Федерации не предусматривает специального регулирования деятельности домашних работников, то есть лиц, чьи трудовые обязанности связаны с выполнением бытовых функций в хозяйстве работодателя. Однако Трудовой кодекс РФ выделяют группу субъектов, работающих у работодателей — физических лиц.