По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338

Доходы и потребление: особенности проявления в российской экономике

Казаринова Е.Б. канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36
Морозов Д.Е. студент факультета менеджмента, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: danil_morozoff99@rambler.ru
Воржева М.А. студент факультета менеджмента, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: maya1207@yandex.ru

В статье рассматривается проблема, особенно актуальная в современной России. Она связана с доходами и потреблением, что особенно значимо для молодежи. В статье представлено социологическое исследование, проведенное в 3 городах: Москве, Пензе и Кирове.

Литература:

1. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса / Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 1993. — 325 с.

2. Что такое Престиж? Философский словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://znachenieslova. ru/slovar/philosoph/prestij (дата обращения: 27.02.2019).

3. Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1984 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://library. fa.ru/files/Veblen. pdf (дата обращения: 26.02.2019).

4. Карх Д.А., Царегородцева С. Р., Гаянова В. М., Фадеева З. О. Анализ рынка ювелирных изделий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/analiz-rynkayuvelirnyh-izdeliy (дата обращения: 27.02.2019).

5. Архангельская Е. В России резко выросли продажи iPhone [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. rbc.ru/technology_and_media/30/06/201 6/5775014d9a79473ce0cf11ab (дата обращения: 25.02.2019).

6. Сидоров Н.В. Мотивация талантов для инновационной экономики // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2015. — №7. — С. 46–47.

7. Руденко Г. Г., Сидорова В.Н., Сидоров Н.В. Отечественный опыт управления талантами //Вестник Омского университета. Серия Экономика. — 2016. — №3. — С. 139–144.

Периодически, рано или поздно, все ученые сталкиваются с ситуациями, которые сразу нельзя или довольно сложно объяснить с позиции существующей теории. Такие явления обычно называют «парадоксами» или «эффектами». Есть парадоксы и в экономической теории: например, парадокс А. Смита, парадокс Леонтьева, эффект Гиффена, эффект Веблена т. п. Из перечисленных явлений чаще всего в быту мы сталкиваемся с эффектом Веблена или, как его нередко называют, эффектом престижного товара [1].

Согласно философскому словарю, под словом «престиж» понимают отрицательную или положительную оценку индивидуальных качеств или эффективности [2]. Иногда этим термином пользуются как синонимом понятия «статус». Следовательно, когда говорят о престижном товаре, то имеют в виду товар, наличие которого у экономического субъекта свидетельствует всем окружающим о немалом уровне богатства и высоком социальном статусе владельца.

Американский социолог-экономист Торстейн Бунде Веблен в своей работе «Теория праздного класса» в конце XIX века обратил внимание общества на то, что в процессе урбанизации личная жизнь горожан становится более закрытой и анонимной, чем у жителей сельской местности [3]. А это означает, что много времени и сил (в случае необходимости) требуется жителю города на то, чтобы сформировать о себе мнение и добиться соответствующего отношения у совершенно незнакомых людей. Быстро добиться желаемого можно благодаря демонстративному потреблению отдельных товаров, которые обращали бы на себя внимание окружающих и свидетельствовали о высокой цене. Спрос на такие товары возрастает, причем в качестве товара начинает выступать цена товара. В результате цены еще больше растут и делают товары менее доступными для большинства населения. Недоступность для других делает товары более привлекательными, ценными и желанными для платежеспособных потребителей. Все это требует от горожан немалых денежных средств и, следовательно, перераспределения расходов в семейном бюджете при приобретении различных благ и услуг. Отсюда и различие в структуре потребления жителей города и села.

Для Цитирования:
Казаринова Е.Б., Морозов Д.Е., Воржева М.А., Доходы и потребление: особенности проявления в российской экономике. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: