По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.7 (075.8) DOI:10.33920/vne-04-2210-05

Доказательная политика в механизме принятия управленческих решений на макроуровне

Сергей Геннадьевич Капканщиков доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет», 432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, д. 42, E-mail: kapkansg@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-9459-5516

В статье проводится сравнительный анализ альтернативных подходов к формированию государственной экономической политики в современном мире — сугубо идеологического, политико-конъюнктурного и научно-доказательного с раскрытием безусловных преимуществ последнего. Экономическая политика, основанная на доказательствах и предполагающая всестороннюю оценку имеющихся вариантов достижения приоритетных макроэкономических целей, расценивается в качестве способа противодействия реально существующим угрозам принятия управленческих решений на макроуровне всего лишь на основе идеологических пристрастий политических партий и их теоретиков (классиков и кейнсианцев), а также настойчивого преследования оппортунистически настроенными политиками не общественных, а собственных корыстных интересов. Внося свой вклад в формирование методологических основ доказательной экономической политики, автор особо подчеркивает во избежание упреков в эмпиризме необходимость не ограничиваться при этом тщательным сбором реальных фактов, формированием «реестра лучших практик» в мировой хозяйственной истории и задействованием современных эконометрических методов. Безусловный акцент должен здесь делаться на выявлении причинно-следственных связей в экономической системе в их тесной взаимосвязи. Поэтому успех в реализации доказательной экономической политики государства в решающей степени связывается с состоянием макроэкономической теории, ее способностью обеспечивать всесторонний анализ и сценарное прогнозирование экономической конъюнктуры.

Литература:

1. Абалкин, Л. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии // Вопросы экономики. — 2006. — № 12. — С. 4–19.

2. Бондаренко, В. М. Новый взгляд на проблему кризисов, прогнозов и экономический рост // Теоретическая экономика. — 2016. — № 6. — С. 21–36.

3. Волошинская, А. А., Комаров, В. М. Доказательная государственная политика: проблемы и перспективы // Вестник ИЭ РАН. — 2015. — № 4. — С. 90–102.

4. Галлямова, Э. М. Доказательная экономическая политика: возможности и ограничения // Социология. — 2021. — № 2. — С. 158–162.

5. Глазьев, С. Ю. О неприемлемости проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов» // Российский экономический журнал. — 2018. — № 6. — С. 3–26.

6. Ивченкова, М. С. Функционирование российских «фабрик мысли» в информационном обществе // Вестник Института социологии. — 2019. — Т. 10. — № 3. — С. 151–164.

7. Капканщиков, С. Антициклическое регулирование национальной экономики: содержание, инструменты, проблемы и способы их решения // Общество и экономика. — 2020. — № 9. — С. 5–29.

8. Караваева, И. В., Иванов, Е. А. Стратегические риски трехлетнего бюджета // Вестник ИЭ РАН. — 2018. — № 5. — С. 133–143.

9. Косенков, К., Гусев, М. Анализ ошибок краткосрочных прогнозов // Экономист. — 2015. — № 12. — С. 31–47.

10. Ковалев, А. В. Дебаты Кейнса и Хайека: переосмысление в свете современной макроэкономики // Вестник СПбГУ: Экономика. — 2019. — Т. 35. — Вып. 2. — С. 283–308.

11. Пикетти, Т. Капитал в XXI веке. — М.: АД Маргинем Пресс. — 2015. — 592 с.

12. Семья, Г. В., Станилевский, В. В., Газарян, А. А., Некрасов, А. С. Доказательный подход в управлении: доказательный менеджмент и доказательная политика // Социальная психология и общество. — 2022. — Т. 13. — № 1. — С. 209–223.

1. Abalkin, L. (2006). Razmyshleniya o dolgosrochnoj strategii, nauke i demokratii [Refl ections on long-term strategy, science and democracy]. Voprosy ekonomiki [Economy issues]. No. 12, pp. 4–19 (in Russian).

2. Bondarenko, V. M. (2016). Novyj vzglyad na problemu krizisov, prognozov i ekonomicheskij rost [A new look at the problem of crises, forecasts and economic growth]. Teoreticheskaya ekonomika [Theoretical Economics]. No. 6, pp. 21–36 (in Russian).

3. Voloshinskaya, A. A., Komarov, V. M. (2015). Dokazatelnaya gosudarstvennaya politika: problemy i perspektivy [Evidence-based public policy: problems and prospects]. Vestnik IE RAN [Herald of the Institute of Europe RAS]. No. 4, pp. 90–102 (in Russian).

4. Gallyamova, E. M. (2021). Dokazatelnaya ekonomicheskaya politika: vozmozhnosti i ogranicheniya [Evidence-Based Economic Policy: Opportunities and Limitations]. Sociologiya [Sociology]. No. 2, pp. 158–162 (in Russian).

5. Glazyev, S. Yu. (2018). O nepriemlemosti proekta "Osnovnyh napravlenij edinoj gosudarstvennoj denezhno-kreditnoj politiki na 2019 god i period 2020 i 2021 godov" [On the unacceptability of the draft "Guidelines for a unified state monetary policy for 2019 and the period of 2020 and 2021"]. Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal [Russian Economic Journal]. No. 6, pp. 3–26 (in Russian).

6. Ivchenkova, M. S. (2019). Funkcionirovanie rossijskih "fabrik mysli" v informacionnom obshhestve [The functioning of Russian "thought factories" in the information society]. Vestnik Instituta sociologii [Bulletin of the Institute of Sociology]. Vol. 10, No. 3, pp. 151–164 (in Russian).

7. Kapkanshhikov, S. (2020). Anticiklicheskoe regulirovanie nacionalnoj ekonomiki: soderzhanie, instrumenty, problemy i sposoby ix resheniya [Counter-cyclical regulation of the national economy: content, tools, problems and ways to solve them]. Obshhestvo i ekonomika [Society and economy]. No. 9, pp. 5–29 (in Russian).

8. Karavaeva, I. V., Ivanov, E. A. (2018). Strategicheskie riski trexletnego byudzheta [Strategic risks of the three-year budget]. Vestnik IE RAN [Herald of the Institute of Europe RAS]. No. 5, pp. 133–143 (in Russian).

9. Kosenkov, K., Gusev, M. (2015). Analiz oshibok kratkosrochnyh prognozov [Analysis of errors in shortterm forecasts]. Ekonomist [Economist]. No. 12, pp. 31–47 (in Russian).

10. Kovalev, A.V. (2019). Debaty Kejnsa i Hajeka: pereosmyslenie v svete sovremennoj makroekonomiki [The Keynes-Hayek Debate: Rethinking in the Light of Modern Macroeconomics]. Vestnik SPbGU: Ekonomika [Bulletin of St. Petersburg State University: Ecomomy]. Vol. 35, Rel. 2, pp. 283–308 (in Russian).

11. Piketti, T. (2015). Kapital v XXI veke [Capital in the XXI century]. Moscow: AD Marginem Press. — 592 p. (in Russian).

12. Semya, G. V., Stanilevskij, V. V., Gazaryan, A. A., Nekrasov, A. S. (2022). Dokazatelnyj podhod v upravlenii: dokazatelnyj menedzhment i dokazatelnaya politika [Evidence-based approach to management: evidence-based management and evidence-based policy]. Socialnaya psihologiya i obshhestvo [Social psychology and society]. Vol. 13, No. 1, pp. 209–223 (in Russian).

Дата поступления рукописи в редакцию: 15.08.2022.

Дата принятия рукописи в печать: 01.09.2022.

Современное государство выполняет определенные экономические функции, опираясь на концепцию фиаско рынка и формируя соответствующие виды экономической политики:

- поскольку рыночный механизм игнорирует проблему внешних эффектов, постольку государство обязано заниматься регулированием как отрицательных (связанных, например, с загрязнением окружающей среды), так и положительных (обусловленных, в частности, развитием образования и здравоохранения) экстерналий;

- в связи с тем что частные компании не заинтересованы в производстве общественных благ, государству приходится выделять немалые бюджетные ресурсы на их создание в достаточном количестве;

- раз совершенная конкуренция рано или поздно подавляется монополизацией экономики, то правительство призвано обеспечивать ее действенное антимонопольное регулирование;

- коль скоро стихийно развивающееся рыночное хозяйство развивается в цикличной форме, обрекая страну не регулярную смену безработицы на инфляцию, то задачей фискальных и монетарных властей является антициклическое регулирование национальной экономики;

- известно, что рынок безразличен к проблеме социальной справедливости, провоцируя избыточное подоходное и поимущественное расслоение граждан, поэтому неотъемлемой функцией правительства становится проведение социальной политики;

- рыночный механизм обрекает каждую из стран (особенно территориально протяженных) на чрезмерную социально-экономическую дифференциацию регионов, а потому требуется формирование общегосударственной региональной политики;

- в рыночной системе, опирающейся на частную собственность, крайне затруднено проведение глубокой структурной перестройки экономики, что предопределяет необходимость реализации государством функции проводника структурной политики;

- в условиях открытой экономики и отчетливого доминирования во всемирном хозяйстве транснациональных корпораций трудно гарантировать устойчивый экономический рост страны без осуществления государственной внешнеэкономической политики.

Для Цитирования:
Сергей Геннадьевич Капканщиков, Доказательная политика в механизме принятия управленческих решений на макроуровне. Международная экономика. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: