Повышение качества медицинской помощи на современном этапе основывается на внедрении в клиническую практику стандартизированных подходов, которые соответствуют требованиям доказательной медицины. Термин «доказательная медицина» впервые предложила группа канадских ученых из университета МакМастера в начале 1990-х гг. Согласно классическому определению Саккета, доказательная медицина — добросовестное, точное и осмысленное использование лучших результатов клинических исследований для выбора лечения конкретного пациента». Другими словами, доказательная медицина — осознанное и последовательное использование в клинической практике вмешательств, эффективность которых убедительно доказана. Система стандартизации медицинской помощи все больше ориентируется на разработку алгоритмов, протоколов и клинических руководств, которые помогают врачу эффективно действовать в конкретных клинических ситуациях, избегая неэффективных и ошибочных вмешательств. Клинические руководства являются квинтэссенцией научных исследований для использования в практической деятельности. Результаты научных исследований доказали позитивное влияние внедрения клинических рекомендаций на эффективность лечения, но проблема их практического использования врачами остается нерешенной [2, 4].
Стандартная модель влияния информации на медицинскую практику — модель пассивной диссеминации. Такой способ распространения информации имеет очень низкую эффективность — факт публикации клинического руководства независимо от авторитета авторов не имеет непосредственного влияния на общую клиническую практику. Любое значимое научное исследование до внедрения в клиническую практику проходит 4 этапа: от понимания до принятия, от познания до действия: сначала врач знакомится с новой информацией и анализирует ее (1 этап — ознакомление), потом — соглашается или не соглашается с определенными положениями клинического руководства (II этап — согласование), потом решает, можно ли это реально сделать на практике (III этап — адаптация, принятие), после чего использует положения клинического руководства в своей повседневной работе (IV этап — благосклонность) [3].