В преддверии вступления в силу для обязательного применения всеми предприятиями и организациями Российской Федерации Федерального стандарта бухгалтерского учета 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, с 1 января 2022 года многие руководители экономических структур и их бухгалтеры, которые в договорах аренды выступают арендаторами, озабочены тем, чтобы избежать того сложного учета объектов аренды, который предписан этим стандартом. Методологи бухгалтерского учета, консультанты, эксперты и др. пытаются использовать буквально каждый пункт, подпункт, абзац, каждое слово и каждую запятую для того, чтобы обосновать, что на их арендные отношения этот учетный стандарт не распространяется.
Цель исследования: изучение условий, при выполнении которых объекты бухгалтерского учета не могут быть классифицированы как объекты учета аренды в соответствии с ФСБУ 25/2018, и возможности их практического применения к договорам аренды, присутствующих в деятельности медицинских организаций.
Задачи исследования: обоснование практической возможности реализации требований ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» и отражения определенных договоров, юридически квалифицированных как договоры аренды, не в качестве активов в форме права пользования и обязательства по аренде, а в качестве расходов текущего периода.
Материалы, методы и условия проведения исследования: изучены законодательные и нормативные документы, регулирующие порядок отражения в учете договоров аренды, требования международных стандартов бухгалтерского учета к отражению в учете затрат, связанных с договором аренды.
Приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» [1]. Он вступит в силу для обязательного применения 1 января 2022 года.
В соответствии с п. 5 ФСБУ 25/2018 в целях применения этого стандарта объекты бухгалтерского учета классифицируются как объекты учета аренды при единовременном выполнении следующих условий: