Правовое регулирование в сфере здравоохранения основано на сочетании государственных гарантий оказания медуслуг бюджетными учреждениями медицины и договорного механизма их предоставления на возмездной основе. Законодатель закрепляет в правовых нормах уже сложившиеся общественные отношения либо доуточняет уже существующую правовую регламентацию. Это касается и правового регулирования бюджетной сферы, в которой медицинские учреждения легально занимаются деятельностью, приносящей им доходы, не выходя за рамки своего правового положения как бюджетного учреждения и сохраняя бюджетное финансовое обеспечение.
Государственная политика в отношении бюджетных учреждений допускает «деятельность, приносящую доходы бюджетным учреждениям», в частности, легализованы платные медицинские услуги, которые оказывают именно бюджетные учреждения медицины. Вместе с тем такое включение термина «услуга» в механизм бюджетных учреждений, обеспечивающих социальную функцию государства, потребовало корректного доуточнения этого «рыночного» термина с позиций не только профильного закона Российской Федерации об охране здоровья граждан1, но и закона, защищающего права потребителя2 соответствующих услуг, а также Гражданского кодекса Российской Федерации3 в части регулирования возмездного оказания услуг.
В настоящее время финансовое обеспечение оказания социальных услуг в сфере медицины осуществляется не только по прямым государственным заданиям, но и по договорам с физическими и юридическими лицами — на платной основе за счет «заказчика». Эти обстоятельства хозяйственной деятельности бюджетного медучреждения нуждаются в разъяснении действующего законодательства и правоприменительной практики, включая изменения правового механизма регулирования деятельности медицинских учреждений, оказывающих соответствующие услуги на договорной основе.
Безусловно, платные медуслуги — это существенное подспорье медицинскому учреждению, они позволяют повысить эффективность деятельности бюджетного учреждения. В связи с этим можно выделить различные факторы эффективности: как внешние, которые связаны с целевыми средствами, поступающими в сферу здравоохранения от государства, так и внутренние, связанные с повышением эффективности использования медучреждениями бюджетных средств, а также с возможностью в установленном порядке привлечения внебюджетных источников.