В плане коэффициента полезного действия советская система образования была посильнее нынешней российской. Во всяком случае, средний уровень общей грамотности школьников был несопоставимо выше, чем сейчас. Обходясь без всяких словесных инноваций, техникумы и профтехучилища готовили специалистов, вполне пригодных сразу класть кирпичи и вытачивать детали. А перешагнувшие порог ведущих вузов специалисты создавали такие «Бураны» и ракетопланы, которые еще долго будут сниться нынешним разработчикам.
Другой вопрос, что тогда образование было встроено в жесткую плановую схему экономики. И этот конвейер работал лишь до тех пор, пока в огромной стране не заклинил весь политический механизм. Кроме того, не стоит забывать: используемые в СССР методики подготовки специалистов успешно использовались в «докомпьютерное» время. Дальнейший резкий технологический скачок наши учебные заведения поддержать не смогли. Расплодившиеся на рыночных основах вузы увлеклись печатанием невесомых дипломов, а учреждения СПО погрузились во мрак «непрестижности» и едва ли не забвения.
Сейчас солнце логики и справедливости начало пробиваться из-за туч. И власти, и экспертам, и работодателям ясно: без конкурентоспособных специалистов нам далеко не уехать. При этом образовавшийся за два десятилетия разрыв в профессиональной подготовке нужно нивелировать лет за пять. Иначе мы рискуем очень надолго оказаться в хвосте прогресса. Только лозунгами, докладами и призывами не обойтись: пора срочно приближать учебные заведения к мировым реалиям.
Этот номер журнала во многом посвящен сплаву профподготовки с запросами предприятий. Специалистам службы занятости до боли знакома ситуация, когда молодые люди после получения диплома вынуждены брать долгую и тяжкую паузу. Виной тому не только завышенные ожидания от вакансий, но и элементарная отсталость образовательных программ. А если в процессе обучения студент вольно или невольно лишался практических занятий, то дело принимает еще более серьезный оборот.