
Лет десять тому назад отечественные демографы и социологи повторяли и убедительно доказывали на своих графиках тезис о том, что в плане роста населения нам придется немного потерпеть, так как Россия сильно пострадала от последствий лихих и проклятых девяностых годов. В те времена, объясняли эксперты, рождаемость резко снизилась, а потому мы попали во временную демографическую яму.
Сегодня сваливать все грехи на тот период становится как-то неловко — достаточно заглянуть в календарь или посмотреть в паспорта играющим свадьбу юношам и девушкам. Многие представители сегодняшней молодежи родились уже в «светлые года», а потому они несут свои тренды — и, судя по всему, явно не связанные с многодетными семьями. Получается, что объявленная ранее яма превращается для нашей страны в огромную низину, и нарастить число граждан еще очень долго не удастся.
Кроме того, реалистичные расчеты, согласно опубликованному в данном номере исследованию, показывают резкое снижение числа граждан трудоспособного возраста — к 2030 г. мы вполне можем потерять до 3 млн работников. Конечно, оптимисты могут сразу заявить о подвозе востребованных мигрантов, а также естественном сокращении рабочих рук ввиду продвижения новых технологий. Только вот поток заезжих помощников ввиду нашей экономической пробуксовки уже заметно снизился, а первый серьезный смотр реальных инноваций в период санкций явил очень грустную картину.
Поэтому, как ни крути, нашим важнейшим стратегическим резервом в долгосрочной перспективе является «омолаживание» или «осовременивание» возрастных работников. И дело, конечно, не в оттянутом сроке выхода на пенсию. Задача — создать условия для гибкой, оперативной и эффективной переподготовки. Причем делать это нужно точно не для проформы, а для реальной перезагрузки сознания и профессиональных навыков россиян в солидном возрасте. Если мы сумеем раскрутить данные стимулы и дать людям «второе дыхание» — значит, продлим им активную интересную жизнь, а заодно и подтянем экономику.
С уважением, Вячеслав Котоврасов, главный редактор