По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Для чего вам KPI?

Много копий сломали специалисты разного рода по поводу KPI, системы мотивации в торговле. В том числе на страницах нашего журнала. На эту тему размышляет эксперт по категорийному менеджменту Гульфира Крок.

Думаю, наконец-то нужно «отделить мух от котлет»: «кипиай» «кипиаю» рознь.

Есть два типа KPI:

1. KPI, которые придумывают специально, чтобы привязать их к премии. Обычно это показатели, которые уже есть в компании, — их берут и «прикладывают» к должностям, называя KPI. На самом деле это просто система расчета зарплаты с некими показателями, чтобы все было как бы серьезно и «по-умному».

Основная идея: «Нам срочно нужна система мотивации, чтобы премия/ бонус зависели от результатов KPI».

Разрабатывается быстро, «с понедельника» можно внедрять.

2. KPI, которые разрабатывают из задач должности, балансирующие между собой, не оставляя лазейки для манипуляций и ущерба для компании. Через эти KPI руководитель управляет своими подчиненными, а заодно они используются для системы мотивации.

Основная идея: «Управление эффективно, если выстроены бизнес-процессы, определены задачи и ответственность по должностям. KPI — это инструмент в руках руководителя для измерения выполнения задач».

Разрабатывается долго, требует оптимизации бизнес-процессов и функционалов должностей, а иногда и структуры отделов.

Первый вариант я называю «псевдо-KPI». Вообще делать что-то «псевдо» очень распространено в управлении — это когда что-то недоделано, недореализовано, не доведено до ума. Вот, например, автозаказ в розничных сетях — на поверку часто оказывается, что это не автозаказ, а заказ с ручной корректировкой. Или аналитический модуль — да, он есть, но им пользуются на 10–15%, так что толку мало, одно название. Или планограммы есть, а с их соблюдением — беда-беда. Между тем разрабатывали планограммы, «чтобы улучшить выкладку в магазинах», но этой цели толком так и не достигли. В ответ часто слышу: «Но все равно же польза есть! До этого вообще был бардак, сейчас намного лучше! Не все сразу!»

Это вообще самый главный принцип разработчиков псевдо-KPI: «Не важно, что это недоделанная система, это уже хоть какая-то система, хоть и плохая! Но лучше так, чем никак! От этого тоже будет польза! Потом доработаем, главное — начать, привязать к зарплате».

Для Цитирования:
Для чего вам KPI?. Современная торговля. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: