Думаю, наконец-то нужно «отделить мух от котлет»: «кипиай» «кипиаю» рознь.
Есть два типа KPI:
1. KPI, которые придумывают специально, чтобы привязать их к премии. Обычно это показатели, которые уже есть в компании, — их берут и «прикладывают» к должностям, называя KPI. На самом деле это просто система расчета зарплаты с некими показателями, чтобы все было как бы серьезно и «по-умному».
Основная идея: «Нам срочно нужна система мотивации, чтобы премия/ бонус зависели от результатов KPI».
Разрабатывается быстро, «с понедельника» можно внедрять.
2. KPI, которые разрабатывают из задач должности, балансирующие между собой, не оставляя лазейки для манипуляций и ущерба для компании. Через эти KPI руководитель управляет своими подчиненными, а заодно они используются для системы мотивации.
Основная идея: «Управление эффективно, если выстроены бизнес-процессы, определены задачи и ответственность по должностям. KPI — это инструмент в руках руководителя для измерения выполнения задач».
Разрабатывается долго, требует оптимизации бизнес-процессов и функционалов должностей, а иногда и структуры отделов.
Первый вариант я называю «псевдо-KPI». Вообще делать что-то «псевдо» очень распространено в управлении — это когда что-то недоделано, недореализовано, не доведено до ума. Вот, например, автозаказ в розничных сетях — на поверку часто оказывается, что это не автозаказ, а заказ с ручной корректировкой. Или аналитический модуль — да, он есть, но им пользуются на 10–15%, так что толку мало, одно название. Или планограммы есть, а с их соблюдением — беда-беда. Между тем разрабатывали планограммы, «чтобы улучшить выкладку в магазинах», но этой цели толком так и не достигли. В ответ часто слышу: «Но все равно же польза есть! До этого вообще был бардак, сейчас намного лучше! Не все сразу!»
Это вообще самый главный принцип разработчиков псевдо-KPI: «Не важно, что это недоделанная система, это уже хоть какая-то система, хоть и плохая! Но лучше так, чем никак! От этого тоже будет польза! Потом доработаем, главное — начать, привязать к зарплате».