В условиях глобализации экономики общественное производство находится в постоянной динамике, в поиске дальнейшего инновационного развития и уровня соответствия современности.
За годы рыночных преобразований социально-экономические условия функционирования хозяйствующих субъектов страны претерпели существенные изменения. Повышение открытости экономики, глобализация рыночной среды, усиление конкуренции, нестабильность покупательского спроса вынуждают организации использовать современные стратегии развития, искать новые модели взаимодействия с другими участниками рынка.
В целях повышения эффективности использования ресурсов, обеспечения конкурентоспособности, усиления экономической стабильности и финансовой устойчивости, снижения коммерческих рисков они вынуждены расширять сферы своего функционирования, используя различные виды диверсификации. Выбор новых областей распространения хозяйственной деятельности в значительной степени зависит от финансового состояния, уровня эффективного управления организаций, их возможностей внедрения эффективных форм координации производства и сбыта продукции [1].
Однако по сей день нет четкой политики управления процессом диверсификации деятельности организаций, в связи с чем существует необходимость в проработке теоретических проблем управления данным процессом, выбора и обоснования вида диверсификации. Следовательно, существует необходимость обоснования теоретических основ понятия «диверсификация», а также практических подходов к реализации процессов диверсификации деятельности в организациях, оценки эффективности, что определяет актуальность научного исследования.
Проводя исследования отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемой диверсификации, нами было выявлено несколько подходов к определению диверсификации. Так, по мнению Дорнбуш Р., Дудлова А. Н., Соина-Кутищева Ю. Н., Фишер С., Шмалензи Р. и др., следует рассматривать ее как стратегию развития организации, позволяющую уменьшить риск посредством распределения инвестиций между несколькими рисковыми активами; возможности развития компании в рамках и за рамками основной специализации, посредством внедрения новых технологий, производства новых видов продукции, оказания услуг, проникновения в другие сферы деятельности в пределах одной или нескольких стран, обосновывая стратегию развития компании, направленную на достижение синергетического эффекта от расширения бизнеса.