По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.43

Диверсификация: преимущества и недостатки как инструмента социально-экономических преобразований

Д. В. Дюкарев ООО «Европа», директор магазина «Lime», управляющий кафе «Пекарни Cinnabon», магистрант направления подготовки «Экономика фирмы и отраслевых рынков», ЮЗГУ, г. Курск тел. +7 910 2175550

Статья раскрывает различные подходы к трактовке понятия «диверсификация». Затронуты вопросы политики управления процессом диверсификации деятельности организаций, необходимость в проработке теоретических проблем управления данным процессом, выбора и обоснования вида диверсификации. Рассмотрены преимущества и недостатки процесса диверсификации, где к основному недостатку относятся риски, а главное преимущество — это устойчивость бизнеса. Акцентировано внимание на отбор и подготовку исполнителей стратегии диверсификации: управленческой команды и производственного персонала.

Литература:

1. Мамонтова С. В. Трансформация интеграционных процессов в аграрном производстве в условиях санкционных ограничений // Среднерусский вестник общественных наук. — 2016. — Т. 11, № 6. — С. 397–404.

2. Кузнецова Е. А. Развитие диверсификации в молочной отрасли АПК России. — М.: Изд-во РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2012. — 108 с.

3. Miller S. Beyond planning: Strategies for successfully implementing strategic decisions / S. Miller D. Wilson D. Hickson // Long range planning. Oxford etc., 2004; 37: 3.

4. Виханский О. С. Стратегическое управление. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Гардика, 2008. — 296 с.

5. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: учебник для вузов. — М.: Инфра-М, 2007. — 253 с.

6. Астафьева Н. В. Логистика, инновации, менеджмент. СПб.: Лениздат, 2009. — 128 с.

7. Петрова А. Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов — СПб.: Питер, 2007. — 495 с.

8. Волнышнок Е. М. Особенности реализации стратегии диверсификации — СПб.: Питер, 2009. — 184 с.

9. Тупицын А. Л. Диверсификация предприятия. — Новосибирск, 2004. — 150 с.

10. Боумен К. Основы стратегического менеджмента / под ред.: Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. — М.: ЮНИТИ, 2006. — 174 с.

11. Мамонтова С. В. Воспроизводство производительных сил и производственно-экономических взаимоотношений между хозяйствующими субъектами // Научное обеспечение агропромышленного производства материалы. Международной научно-практической конференции. — Курск: Курская ГСХА, 2014. — С. 237–239.

12. Мамонтова С. В. Показатели уровня развития взаимосвязей и взаимоотношений, степени их воздействия на результаты функционирования субъекта // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2016. — № 2 (19). — С. 120–125.

13. Мирза А. В. Анализ критериев повышения экономической эффективности деятельности предприятия при диверсификации // Инновационное образование и экономика. — 2015. — № 20. — С. 40–44.

В условиях глобализации экономики общественное производство находится в постоянной динамике, в поиске дальнейшего инновационного развития и уровня соответствия современности.

За годы рыночных преобразований социально-экономические условия функционирования хозяйствующих субъектов страны претерпели существенные изменения. Повышение открытости экономики, глобализация рыночной среды, усиление конкуренции, нестабильность покупательского спроса вынуждают организации использовать современные стратегии развития, искать новые модели взаимодействия с другими участниками рынка.

В целях повышения эффективности использования ресурсов, обеспечения конкурентоспособности, усиления экономической стабильности и финансовой устойчивости, снижения коммерческих рисков они вынуждены расширять сферы своего функционирования, используя различные виды диверсификации. Выбор новых областей распространения хозяйственной деятельности в значительной степени зависит от финансового состояния, уровня эффективного управления организаций, их возможностей внедрения эффективных форм координации производства и сбыта продукции [1].

Однако по сей день нет четкой политики управления процессом диверсификации деятельности организаций, в связи с чем существует необходимость в проработке теоретических проблем управления данным процессом, выбора и обоснования вида диверсификации. Следовательно, существует необходимость обоснования теоретических основ понятия «диверсификация», а также практических подходов к реализации процессов диверсификации деятельности в организациях, оценки эффективности, что определяет актуальность научного исследования.

Проводя исследования отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемой диверсификации, нами было выявлено несколько подходов к определению диверсификации. Так, по мнению Дорнбуш Р., Дудлова А. Н., Соина-Кутищева Ю. Н., Фишер С., Шмалензи Р. и др., следует рассматривать ее как стратегию развития организации, позволяющую уменьшить риск посредством распределения инвестиций между несколькими рисковыми активами; возможности развития компании в рамках и за рамками основной специализации, посредством внедрения новых технологий, производства новых видов продукции, оказания услуг, проникновения в другие сферы деятельности в пределах одной или нескольких стран, обосновывая стратегию развития компании, направленную на достижение синергетического эффекта от расширения бизнеса.

Для Цитирования:
Д. В. Дюкарев, Диверсификация: преимущества и недостатки как инструмента социально-экономических преобразований. Социальная политика и социальное партнерство. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: