Выражение «ценности образования» в последнее время приобретает особое значение как характеристика различных аспектов этического, индивидуального и социального образования, а также тех компетенций, которые становятся актуальными в современных условиях. В рамках парадигмы, связанной с совокупностью новой системы ценностей, стала зарождаться корпоративная модель университета. Формулировка новой формы университета обусловлена переосмыслением роли государства с точки зрения государства всеобщего благосостояния. Если прежде университет олицетворялся с государством (и государство, в свою очередь, принимало на себя соответствующие обязательства), то сегодня государство отводит себе лишь роли «помощника», «регулятора», «партнера» и «катализатора» [6]. По сути, университет из идеологического орудия государства должен превратиться в хозяйственный (хозяйствующий) институт, объединяющий самостоятельно принимающих решения индивидов. Отсюда зарождение в Европе, США, Латинской Америке корпоративной модели университета, состоящей из акционеров и наемного персонала, в основе взаимоотношений которых лежит экономическая свобода.
По общему мнению, система высшего образования в развитых странах вошла в ту фазу своего развития, когда все ее социально-экономическое окружение предъявляет растущие требования к качеству образования. Качество определяется как представление покупателя о свойствах продукта и становится, таким образом, относительным понятием. И нередко победителями в конкурентном соревновании становятся организации, достигающие успеха не за счет качества своей продукции как такового, а за счет так называемого «фактора соответствия» — соответствия ожиданий потребителей и их готовности платить ценности цене и потребительским характеристикам продукта. Кроме того, за представлениями о качестве стоят новые представления о компетенции выпускников университета — интеллектность, информационность, коммуникативность, способность адаптироваться к сложной, меняющейся обстановке.
Очевидной тенденцией является и резкий рост предлагаемых вузами в последние годы дополнительных образовательных услуг, в том числе и в рамках непрерывного послевузовского образования. В отличие от России, в США, например, вузы от постдипломных и дополнительных образовательных услуг получают гораздо больше средств, чем от платы за обучение в бакалавриате [5].