Заметной вехой в истории правового регулирования трудового распорядка и дисциплины труда явились Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (Закон СССР от 15.07.1970 № 2-VIII) (далее — Основы).
Достижение высшей производительности труда, повышение эффективности общественного производства требовали повышения уровня организованности и дисциплинированности трудящихся. Потому одной из задач советского законодательства о труде являлось содействие укреплению трудовой дисциплины (ст. 1).
Добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, бережное отношение к народному добру, выполнение установленных государством с участием профессиональных союзов норм труда, повышение производительности труда, профессионального мастерства, качества работы и выпускаемой продукции составляли обязанность всех рабочих и служащих (ст. 2).
Примечательной новеллой явилось то, что коллективным договором устанавливались взаимные обязательства администрации и коллектива рабочих и служащих по укреплению производственной и трудовой дисциплины. В данном правовом акте должны были содержаться обязательства администрации и профсоюзного комитета предприятия, организации по предоставлению льгот и преимуществ передовикам производства (ст. 7).
Из легального определения трудового договора следовала обязанность трудящегося выполнять работу с подчинением внутреннему трудовому распорядку (ст. 8).
Впервые в истории трудового законодательства Основы предусмотрели главу VI «Трудовая дисциплина».
В соответствии со ст. 51 Основ рабочие и служащие обязаны были работать честно и добросовестно, блюсти дисциплину труда, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации, повышать производительность труда, улучшать качество продукции, соблюдать технологическую дисциплину, требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, беречь и укреплять социалистическую собственность.
Согласно ст. 52 Основ, трудовая дисциплина на предприятиях, в учреждениях, организациях обеспечивалась созданием необходимых организационных и экономических условий для нормальной высокопроизводительной работы, сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, а также поощрением за добросовестный труд.