Сегодня уровень информационнопсихологической нагрузки на руководящий состав и врачей медицинских организаций невероятно возрос [1]. В связи с этим возникла насущная необходимость освещения наиболее проблемных моментов, тесно сопряженных с дисциплиной мышления, вопросами ментальной гигиены, тренировкой мыслительных способностей и расширением профессиональных компетенций. Термин «дисциплина мышления» в определенном контексте близок понятию «правильное мышление». В конечном счете это всего лишь часть сложного философско-смыслового концепта под названием «ментальная культура». Дисциплина мышления является универсальным способом поддержания и развития людьми своей ментальной культуры. Значит, чтобы медицинскому менеджеру как-то менять в лучшую сторону ментальную культуру, необходимо упорно заниматься дисциплинированием своего мышления. И здесь возникает самый каверзный вопрос: как это делать эффективно?
Конечно, известны и продолжают предлагаться новые универсальные рецепты, многие из которых представляются весьма убедительными. Рассмотрим наиболее действенные естественно-научные подходы к решению проблемы, оставив обзор религиознофилософских путей соответствующим специалистам. Одной из таких претендующих на универсальность методик является стиль мышления, названный системным. Его суть состоит в том, чтобы все рассматривать комплексно, обращая внимание на взаимосвязи и взаимозависимости, а не на линейные цепочки причин и следствий, учитывая весь процесс в целом, а не его отдельные события, ибо со сложными проблемами лучше всего бороться, опираясь на целостное видение. Только по-настоящему широкий взгляд помогает избежать опасностей организационной близорукости клипового мышления, при котором временное/частичное решение проблемы отодвигает истинное/полноценное ее решение «на потом». При этом лучше, когда широта ведения обеспечивается не худшей детализацией, а разумным выбором объектов внимания.
Системное мышление включает в себя управление ментальными моделями, настройку системного видения, персональный рост и командное обучение. Если говорить о ментальных моделях, то они фактически структурируют и организуют человеческое восприятие окружающей среды. То, что субъект принимает за реальность, — лишь иллюзия, т. е. не что иное, как сконструированная действительность. Поэтому ментальные модели, определяя поведение медицинского менеджера, зачастую удерживают его в рамках привычных стереотипов.