По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Дисциплина системного мышления в ментальной культуре медицинского менеджмента

Виталий Анатольевич Бердутин кандидат медицинских. наук, доцент кафедры выездного и инновационного обучения по интегрированным дисциплинам медико-биологического университета инноваций и непрерывного образования Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр имени А. И. Бурназяна» ФМБА России, e-mail:kartikeya2691@yahoo.com

Возросший уровень информационно-психологической нагрузки в последние годы сильно повлиял на ментальную культуру медицинского менеджмента и вызывал потребность в освещении проблематики, связанной с дисциплиной системного мышления. Оказалось, что научить человека мыслить дисциплинированно и системно очень сложно. Клишированые ментальные модели препятствуют распространению инновационных технологий диагностики и лечения. Успех любой медицинской организации невозможен вне ментальной культуры, основанной на дисциплине мышления стейкхолдеров. Использование соционической типологии позволяет осуществлять системное управление производственной деятельностью, отталкиваясь от природных форм мышления их инфотипов. В центре ментальной культуры медицинского менеджмента должна находиться идея соционически выверенного системного мышления, дисциплинирующая его на основе рефлексивных механизмов.

Литература:

1. Хазов М. В., Романов С. В., Абаева О. П., Мурыгина М. М. Мотивация врачебного персонала многопрофильной больницы к работе сверх нормативов одной ставки. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (2): 35–37.

2. Raichle M. E., MacLeod A. M., Snyder A. Z., Powers W. J., Gusnard D. A., Shulman G. L. A default mode of brain function. Proc Natl Acad Sci USA. 2001; 98 (2): 676–682.

3. Бердутина Э. В. Использование соционического подхода в комплексной оценке управленческой команды крупного холдинга. Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2013; 9 (129).

4. Bloom B. S. Taxonomy of educational objectives: The classifi cation of educational goals: Handbook I, cognitive domain / B. S. Bloom. — New York: Longmans Green. 1956: 207 p.

5. URL: http://www.12manage.com/methods_stakeholder_analysis.html

6. Mitchell R. K., Agle B. R., Wood D. J. Toward a Theory of Stakeholder Identifi cation and Salience: Defi ning the Principle of Who and What Really Counts. The Academy of Management Review. 1997 Oct; 22 (4): 853–886.

7. О›Коннор Дж., Макдермотт Й. Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. — М.: Альпина Бизнес Букс. 2006: 256 с.

8. Медоуз Д. Л. и др. От соперничества к сотрудничеству. Практическое руководство к активным методикам в экологическом образовании. — М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева. 1999: 237 с., ил.

9. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации. — М.: Олимп-Бизнес. 2009: 448 с.

10. Левенчук А. Системное мышление: Учебник. Бостон; Ульдинген; Киев. 2019: 534 с.

11. Бердутина Э. В., Бердутин В. А. Соционический подход к управлению персоналом медицинской организации: Учебное пособие / под ред. В. А. Соколова. — Н. Новгород. 2016: 73 с. с ил.

12. Бердутин В. А., Бердутина Э. В. Медицинская этика и деонтология с позиции соционики: Монография. — Н. Новгород. 2018: 200 с., ил.

13. Белецкая И. Е., Белецкий С. А. Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина. — М.: Черная белка. 2014: 296 с.

14. Berdutin V. Socionic vision on Bioethics and Deontology. Lap Lambert Academic Publishing: Beau Bassin. 2018: 394 p.

1. Khazov M.V., Romanov S.V., Abaeva O.P., Murygina M.M. Motivatsiya vrachebnogo personala mnogoprofi l'noy bol'nitsy k rabote sverkh normativov odnoy stavki [Motivation of the medical staff of a multidisciplinary hospital to work beyond the standards of one rate]. Problems of social hygiene, healthcare and medical history. 2015. Vol. 23. № 2. pp. 35-37.

2. Raichle M.E., MacLeod A.M., Snyder A.Z., Powers W.J., Gusnard D.A., Shulman G.L. A default mode of brain function. Proc Natl Acad Sci USA. 2001; 98 (2):676–682.

3. Berdutin E.V. Ispol'zovanie sotsionicheskogo podkhoda v kompleksnoy otsenke upravlencheskoy komandy krupnogo kholdinga [Using the socionic approach in a comprehensive assessment of the management team of a large holding]. Management and personnel: management psychology, socionics and sociology. 2013; № 9 (129).

4. Bloom, B.S. Taxonomy of educational objectives: The classifi cation of educational goals: Handbook I, cognitive domain. B.S. Bloom. New York: Longmans Green, 1956. – 207 p.

5. URL: http://www.12manage.com/methods_stakeholder_analysis.html

6. Mitchell R.K., Agle B.R., Wood D.J. Toward a Theory of Stakeholder Identifi cation and Salience: Defi ning the Principle of Who and What Really Counts. The Academy of Management Review. Vol. 22, No.4 (Oct.,1997), pp. 853-886.

7. O'Connor J., McDermott J. Iskusstvo sistemnogo myshleniya. Neobkhodimye znaniya o sistemakh i tvorcheskom podkhode k resheniyu problem [The Art of System Thinking. Necessary knowledge of systems and a creative approach to solving problems]. Moscow: Alpina Business Books. 2006; 256 p.

8. Meadows D.L. et al. Ot sopernichestva k sotrudnichestvu. Prakticheskoe rukovodstvo k aktivnym metodikam v ekologicheskom obrazovanii [From rivalry to cooperation. Practical guide to active techniques in environmental education]. Moscow: Dmitry Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, 1999; 237 p., Illustrated.

9. Senge P. Pyataya distsiplina. Iskusstvo i praktika obuchayushcheysya organizatsii [The Fifth Discipline. The art and practice of a learning organization]. Moscow: Olimp-Business Publishing House, 2009. 448 p.

10. Levenchuk A. Sistemnoe myshlenie: Uchebnik [Systemic Thinking: Textbook]. Anatoly Levenchuk. BostonUldingen-Kiev: 2019; 534 p.

11. Berdutin E.V., Berdutin V.A. Sotsionicheskiy podkhod k upravleniyu personalom meditsinskoy organizatsii: Uchebnoe posobie, pod red. dotsenta V.A. Sokolova [Socionic Approach to the Personnel Management of a Medical Organization: Textbook, edited by Associate Professor V.A. Sokolova]. - Nizhny Novgorod, 2016; 73 p. Illustrated;

12. Berdutin V.A., Berdutin E.V. Meditsinskaya etika i deontologiya s pozitsii sotsioniki: Monografi ya [Medical ethics and deontology from the perspective of socionics: Monograph] – Nizhny Novgorod, 2018; 200 p. Illustrated.

13. Beletskaya I.E., Beletsky S.A. Sekrety sotsioniki. Kak tipirovat' po priznakam Reynina [Secrets of socionics. How to type according to Rainin's signs]. Moscow: Chernaya belka [Black Squirrel], 2014; 296 p.

14. Berdutin V. Socionic vision on Bioethics and Deontology. Lap Lambert Academic Publishing: Beau Bassin. 2018.; 394 p.

Сегодня уровень информационнопсихологической нагрузки на руководящий состав и врачей медицинских организаций невероятно возрос [1]. В связи с этим возникла насущная необходимость освещения наиболее проблемных моментов, тесно сопряженных с дисциплиной мышления, вопросами ментальной гигиены, тренировкой мыслительных способностей и расширением профессиональных компетенций. Термин «дисциплина мышления» в определенном контексте близок понятию «правильное мышление». В конечном счете это всего лишь часть сложного философско-смыслового концепта под названием «ментальная культура». Дисциплина мышления является универсальным способом поддержания и развития людьми своей ментальной культуры. Значит, чтобы медицинскому менеджеру как-то менять в лучшую сторону ментальную культуру, необходимо упорно заниматься дисциплинированием своего мышления. И здесь возникает самый каверзный вопрос: как это делать эффективно?

Конечно, известны и продолжают предлагаться новые универсальные рецепты, многие из которых представляются весьма убедительными. Рассмотрим наиболее действенные естественно-научные подходы к решению проблемы, оставив обзор религиознофилософских путей соответствующим специалистам. Одной из таких претендующих на универсальность методик является стиль мышления, названный системным. Его суть состоит в том, чтобы все рассматривать комплексно, обращая внимание на взаимосвязи и взаимозависимости, а не на линейные цепочки причин и следствий, учитывая весь процесс в целом, а не его отдельные события, ибо со сложными проблемами лучше всего бороться, опираясь на целостное видение. Только по-настоящему широкий взгляд помогает избежать опасностей организационной близорукости клипового мышления, при котором временное/частичное решение проблемы отодвигает истинное/полноценное ее решение «на потом». При этом лучше, когда широта ведения обеспечивается не худшей детализацией, а разумным выбором объектов внимания.

Системное мышление включает в себя управление ментальными моделями, настройку системного видения, персональный рост и командное обучение. Если говорить о ментальных моделях, то они фактически структурируют и организуют человеческое восприятие окружающей среды. То, что субъект принимает за реальность, — лишь иллюзия, т. е. не что иное, как сконструированная действительность. Поэтому ментальные модели, определяя поведение медицинского менеджера, зачастую удерживают его в рамках привычных стереотипов.

Для Цитирования:
Виталий Анатольевич Бердутин, Дисциплина системного мышления в ментальной культуре медицинского менеджмента. ГЛАВВРАЧ. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: