В условиях реформирования учреждений здравоохранения важно использовать те формы, которые позволят развернуть полноценные медицинские услуги на удаленных территориях. Механизм подушевого финансирования, при котором «деньги следуют за пациентом», был внедрен у бюджетников еще в 2010 году; за последние годы он фактически привел к ликвидации нерентабельных учреждений здравоохранения в глубинке.
В настоящее время реформирование государственной системы оказания медицинских услуг сопровождается существенными изменениями социально-экономической среды: теперь стоят задачи обеспечить эти территории полноценными медицинскими услугами с применением цифровых подходов.
Цифровизация здравоохранения, в частности безусловное и повсеместное внедрение цифровых технологий в сам процесс оказания медицинской помощи, позволяет обеспечить оперативными медицинскими услугами все население России на всей ее территории; перенести акцент на проведение профилактических мероприятий; существенно повысить качество оказания услуг и т. п.
Президент России Владимир Путин в своем выступлении на съезде партии «Единая Россия» 23 декабря 2017 года подчеркнул, что «на государственном уровне должны быть решены инфраструктурные проблемы здравоохранения». Под инфраструктурой здравоохранения обычно понимают уровень дифференциации оказания медицинских услуг по видам и объему медицинской помощи, показатели обеспеченности медицинскими услугами и их доступности для населения; к инфраструктуре лечебнопрофилактических учреждений здравоохранения относится их территориальное размещение.
Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4] при разработке национального проекта в сфере здравоохранения перед Правительством Российской Федерации поставлена задача, касающаяся инфраструктурных показателей. А именно: «обеспечить завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 2000 человек, а также с учетом использования мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек».