Тема статьи спровоцирована экзистенциальными и философскими вопросами о трансформации человеческого мышления, знаний и общества под влиянием современного технического прогресса и, в частности, обсуждения современного университетского образования в горизонте современной цифровизации и информатизации. Конечно, такое обсуждение невозможно вне дискуссии о преимуществах и недостатках дистанционного обучения, в том числе онлайн-обучения с помощью Интернета, а также вне концепции об университете как академическом сообществе. Обсуждение этих концепций приобрело новые масштабы в связи с эпидемией коронавируса. Речь идет о том, что наша телесность в очередной раз в истории напоминает нам экзистенциальный факт, что, несмотря на то, что мы интеллигентные, умные, красивые, сильные, мы все-таки живые, смертные существа. Мы не должны забывать это только потому, что проект глобализации общества вынуждает нас думать и заботиться, прежде всего, о мобильности людей, капитала, денег и т. д. Философские раздумья и обсуждения о смысле и способе нынешнего человеческого присутствия в мире помогают не забывать это. Речь идет о человеческих целях и средствах их достижения. Вопрос об оправдании средств для достижения разных целей с точки зрения добра и зла, как хорошо известно, всегда был из основных вопросов философии человека.
В наше время люди все больше полагаются на технологии, потому что благодаря им все можно делать быстрее, легче, эффективнее — с минимальными ресурсами и максимальной производительностью. Поэтому обсуждение технологий сегодня — это обсуждение трансформации человеческого мышления, знания и общества под влиянием технологического прогресса. Этот прогресс поднимает ряд экзистенциальных и этико-философских вопросов о новых формах человеческой деятельности и образа жизни, которые появились вслед за возможностями цифрового общества и интернет-сообщества. Как результат и часть этого общества и сообщества развивается дистанционная форма современного университетского образования. В этом контексте, кажется, что главный вопрос — это будущее университетского образования и то, что происходит с академическими идеалами, когда мы вынуждены преподавать и учиться дистанционно?