В последние годы вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в России приобретают все большую актуальность, особенно в условиях высокой аварийности и роста числа профессиональных водителей [1]. Одним из ключевых инструментов профилактики дорожно-транспортных происшествий, связанных с состоянием здоровья водителей, остаются предрейсовые медицинские осмотры. Согласно статистике, ежегодно в России проводится более 800 миллионов таких процедур, однако в последние годы наблюдается тенденция к снижению их общего числа, что связано как с сокращением автопарка, так и с изменениями в организации работы транспортных предприятий [2, С. 6].
С 1 сентября 2023 г. в России официально разрешено проведение дистанционных предрейсовых медицинских осмотров с использованием телемедицинских технологий и сертифицированных программно-аппаратных комплексов [3]. Это нововведение позволило значительно повысить оперативность, доступность и удобство контроля состояния здоровья водителей, особенно для малых и отдаленных предприятий. Однако внедрение дистанционного формата сопровождается рядом организационных, технических и правовых вызовов, включая вопросы идентификации личности, технического оснащения, а также ограничения по категориям перевозок.
Нарушение порядка проведения как традиционных, так и дистанционных медицинских осмотров влечет за собой административную ответственность для работодателей, должностных лиц, водителей, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, участвующих в перевозочной деятельности. Это подчеркивает необходимость строгого соблюдения требований законодательства всеми участниками транспортного процесса. В условиях цифровизации транспортной отрасли и внедрения телемедицинских технологий особое значение приобретает всесторонний анализ эффективности, правовых рисков и перспектив развития дистанционных предрейсовых медицинских освидетельствований.
В большей степени в исследовании применялись общенаучные методы и формально-юридический метод анализа действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего дистанционные предрейсовые медицинские освидетельствования водителей. Были изучены федеральные законы, подзаконные нормативные акты, официальные разъяснения государственных органов, а также судебная практика по вопросам административной ответственности. Для выявления тенденций и проблем внедрения дистанционных технологий использовались официальные статистические данные и экспертные оценки.