По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22 DOI:10.33920/pol-2-2510-05

Дистанционное предрейсовое медицинское освидетельствование водителей: правовое регулирование и практика1

Жужгина Александра Андреевна ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин института государства и права Тюменского государственного университета, г. Тюмень, E-mail: a.a.zhuzhgina@utmn.ru, 0009-0005-0924-7602

Статья посвящена анализу правового регулирования и практики дистанционного предрейсового медицинского освидетельствования водителей в Российской Федерации в условиях цифровизации транспортной отрасли. Актуальность темы обусловлена официальным введением с 1 сентября 2023 г. дистанционного формата медицинских осмотров, что требует комплексного осмысления новых требований к техническому оснащению, идентификации личности и юридически значимой фиксации результатов. Рассмотрены ключевые нормативные акты, определяющие порядок проведения дистанционных осмотров, а также меры административной ответственности за нарушение установленных процедур. На основе анализа судебной практики выявлены основные правовые риски и пробелы, связанные с использованием телемедицинских технологий, в том числе вопросы сертификации программно-аппаратных комплексов, оформления электронных записей и участия медицинских работников. Отмечается, что, несмотря на повышение доступности и оперативности контроля состояния здоровья водителей, дистанционный формат сопровождается рядом организационных и правовых вызовов, требующих дальнейшего совершенствования законодательства.

Литература:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2018 № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы» [Электронный ресурс]. М., 2018. Режим доступа: http://government.ru/ docs/all/115104/, свободный. Дата обращения: 11.05.2025.

2. Кузнецов П. П. Медосмотры водителей 2023. Электронный путевой лист. — СПб.: Питер, 2023. — 64 с.

3. Федеральный закон от 29.12.2022 № 629-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212290027. — Дата обращения: 11.05.2025.

4. Минфин России. Письмо от 08.09.2021 № 03-11-11/72631 «О применении специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_393612. Дата обращения: 11.05.2025.

5. Клепалова Ю.И., Щербакова О.В. Современные тенденции в правовом регулировании медицинских осмотров работников, обеспечивающих движение транспорта // Правоприменение. 2023. Т. 7, № 4. С. 156–165.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2023 № 866 «Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_448452/. — Дата обращения: 11.05.2025.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2023 № 866 «Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_448452/. — Дата обращения: 11.05.2025.

8. Телемедицина для медосмотра водителей: современные решения [Электронный ресурс] // Tmscan.ru. 2025. URL: https://tmscan.ru. — Дата обращения: 11.03.2025.

9. Московский городской суд. Решение от 27.02.2025 по делу № 7-227/2025 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru. Дата обращения: 12.05.2025.

10. Девятый кассационный суд общей юрисдикции. Постановление от 10.12.2024 № 16-3173/2024 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant. ru. — Дата обращения: 12.05.2025.

11. Четвертый кассационный суд общей юрисдикции. Постановление от 11.02.2025 № П16-891/2024 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant. ru. Дата обращения: 12.05.2025.

12. Группа компаний ЦРТ, компания «Специальные технологии контроля». Медицинский предрейсовый комплекс представлен на Промышленно-энергетическом форуме [Электронный ресурс] // SpeechPro.ru. 18.09.2023. URL: https://www.speechpro.ru/media/ news/medicinskij-predrejsovyj-kompleks-predstavlen-na-promyshlenno-energeticheskomforume. Дата обращения: 11.05.2025.

В последние годы вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в России приобретают все большую актуальность, особенно в условиях высокой аварийности и роста числа профессиональных водителей [1]. Одним из ключевых инструментов профилактики дорожно-транспортных происшествий, связанных с состоянием здоровья водителей, остаются предрейсовые медицинские осмотры. Согласно статистике, ежегодно в России проводится более 800 миллионов таких процедур, однако в последние годы наблюдается тенденция к снижению их общего числа, что связано как с сокращением автопарка, так и с изменениями в организации работы транспортных предприятий [2, С. 6].

С 1 сентября 2023 г. в России официально разрешено проведение дистанционных предрейсовых медицинских осмотров с использованием телемедицинских технологий и сертифицированных программно-аппаратных комплексов [3]. Это нововведение позволило значительно повысить оперативность, доступность и удобство контроля состояния здоровья водителей, особенно для малых и отдаленных предприятий. Однако внедрение дистанционного формата сопровождается рядом организационных, технических и правовых вызовов, включая вопросы идентификации личности, технического оснащения, а также ограничения по категориям перевозок.

Нарушение порядка проведения как традиционных, так и дистанционных медицинских осмотров влечет за собой административную ответственность для работодателей, должностных лиц, водителей, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, участвующих в перевозочной деятельности. Это подчеркивает необходимость строгого соблюдения требований законодательства всеми участниками транспортного процесса. В условиях цифровизации транспортной отрасли и внедрения телемедицинских технологий особое значение приобретает всесторонний анализ эффективности, правовых рисков и перспектив развития дистанционных предрейсовых медицинских освидетельствований.

В большей степени в исследовании применялись общенаучные методы и формально-юридический метод анализа действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего дистанционные предрейсовые медицинские освидетельствования водителей. Были изучены федеральные законы, подзаконные нормативные акты, официальные разъяснения государственных органов, а также судебная практика по вопросам административной ответственности. Для выявления тенденций и проблем внедрения дистанционных технологий использовались официальные статистические данные и экспертные оценки.

Для Цитирования:
Жужгина Александра Андреевна, Дистанционное предрейсовое медицинское освидетельствование водителей: правовое регулирование и практика1. Вопросы трудового права. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: