По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.567.2; 608 DOI:10.33920/pol-01-2202-05

Дистанционное образование — шаг в будущее

Бочарова А.А. преподаватель по основной профессиональной образовательной программе — программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, ОБПОУ «КТС», г. Курск
Митракова С.В. преподаватель по основной профессиональной образовательной программе — программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, ОБПОУ «КТС», г. Курск
Муравьёва Е.А. преподаватель по основной профессиональной образовательной программе — программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, ОБПОУ «КТС», г. Курск

Современный мир информационных технологий не перестает совершенствоваться ни на минуту. Появление на рынке новых типов гаджетов, новых программ, новых проектов ИТ-рынка, технологическое совершенствование сферы финансов информационных технологий способствуют развитию новых технологий. Не стала исключением и сфера образования. В условиях пандемии в образовательном процессе произошли кардинальные изменения в плане методики проведения уроков, т. е. на смену обычным урокам пришло дистанционное образование. Статья посвящена актуальной проблеме современного образования — дистанционному обучению. Основная задача статьи — обосновать и аргументировать дистанционное обучение как новую форму образования. В статье приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны различные электронные платформы. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями на дистанте. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием информационных технологий, которые лежат в основе проектирования и реализации дистанционных курсов. Сделан вывод о том, принадлежит ли будущее образование дистанционной форме обучения в условиях стремительно развивающихся информационных технологий.

Литература:

1. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. 2020. № 3. С. 85–92.

2. Авраамов Ю.С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. 2019. № 2. С. 40–42.

3. Алексашина, И.Ю. Методика преподавания интегрированного курса «Естествознание» с использованием ресурсов дистанционного обучения: метод. рек. / И.Ю. Алексашина, О.А. Абдулаева; под науч. ред. И Ю. Алексашиной. СПб.: СПб АППО, 2010. 101 с.: ил. + 1 эл. опт. диск.

4. Боброва И.И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. 2019. № 11. С. 124–125.

5. Бушина Л.С. Возможности использования образовательного ресурса ЯКласс в средней школе // Образование. Наука. Карьера: сб. науч. статей 2-й Междунар. науч.-метод. конф. Курск, 22 янв. 2019 г. Курск, 2019. С. 29–32. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=36934208 (дата обращения: 02.11.2020).

6. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.С. Грязнова, В.А. Шитова; под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. М.: Юрайт, 2018. 194 с.

7. Волкова В.А. Организация дистанционного обучения в условиях обновления образования в Санкт-Петербурге // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/ library/2019/11/11/ organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-v-usloviyah-obnovleniya (дата обращения: 02.11.2020).

8. Громова Т.В. Формирование готовности преподавателя вуза к деятельности в системе дистанционного обучения. М.: ТЕЗАРУС, 2020. 32 с.

9. Гильмутдинова Е.В. Использование образовательной платформы «ЯКласс» и UCHI.ru в начальных классах // Интернет-технологии в образовании: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / Чувашский государственный педагогический университет; отв. ред. Н.В. Софронова. Чебоксары, 2019. С. 126–128. URL: https://elibrary.ru/ item. asp?id=41384586. (дата обращения: 02.11.2020).

10. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / под ред. И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, И.А. Никольской. М.: Национальный книжный центр, 2013. 335 с. (Инклюзивное образование).

11. Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей: виды и формы: учеб.-метод. пособие / Е.В. Евтух [и др.]; науч. ред. Е.Н. Коробкова. — СПб.: СПб АППО, 2018. 67 с.: ил.

12. Дистанционное обучение вашего ребенка (материалы для родителей) / сост. З.Ю. Смирнова. СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010. 56 с.: ил. + 1 эл. опт. диск.

13. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010. 330 с.: ил. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM)

14. Добровольская, Н.Ю. Формирование компетенции организации интернет-олимпиад в системе профессиональнопедагогической подготовки будущих учителей математики и информатики / Н.Ю. Добровольская, А.В. Колчанов // Школьные технологии. 2019. № 4. С. 65–73.

15. Евтух, Е.В. Дистанционная олимпиада «Арт-олимп. XXI век»: инновационная модель взаимодействия субъектов образовательного процесса: метод. пособие / Е.В. Евтух, Е.Н. Коробкова; под общ. ред. Л.М. Ванюшкиной. СПб.: СПб АППО, 2013. 99 с.: ил.

16. Зайченко, О.М. Дистанционное обучение детей. Опыт. Перспективы. Рекомендации / О.М. Зайченко, В.Н. Аверкин, К.В. Афанасьев. Великий Новгород: Новгородский институт развития образования, 2013. 246 с.

17. Зюзина Т. Дистанционное обучение в образовательной школе России. — М. LAP Lambert Academic Publishing, 2018. 204 c.

18. Казакова Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного образования учащихся // Начальное образование. 2017. № 1. С. 25–28.

19. Как с помощью «ЯКласс» организовать дистанционное обучение во время каникул. // ПЕДСОВЕТ. Персональный помощник педагога. URL: https://pedsovet.org/beta/article/kak-s-pomosuaklass-organizovat-distancionnoe -obucenievo-vrema-kanikul (дата обращения: 02.11.2020).

20. Карманова Е.В. Дистанционное образование в условиях компетентностного подхода: монография. М.: ФЛИНТА, 2017. 159 с. URL: https://e.lanbook.com/book/104908 (дата обращения: 02.11.2020).

1. Abdullaev S.G. Otsenka effektivnosti sistemy distantsionnogo obucheniia [Evaluation of the effectiveness of the distance learning system] // Telekommunikatsii i informatizatsiia obrazovaniia [Telecommunications and informatization of education]. — 2020. — N 3. — P. 85–92. (In Russ.)

2. Avraamov Iu.S. Praktika formirovaniia informatsionno-obrazovatelnoi sredy na osnove distantsionnykh tekhnologii [The practice of forming an information and educational environment based on distance technologies] // Telekommunikatsii i informatizatsiia obrazovaniia [Telecommunications and informatization of education]. — 2019. — N 2. — P. 40–42. (In Russ.)

3. Aleksashina I.Iu. Metodika prepodavaniia integrirovannogo kursa «Estestvoznanie» s ispolzovaniem resursov distantsionnogo obucheniia [Teaching methodology of the integrated course «Natural Science» using distance learning resources]: method. recommendations / I.Iu. Aleksashina, O.A. Abdulaeva; scientific. ed. I.Iu. Aleksashina. — SPb.: SPb APPO, 2010. — 101 p. (In Russ.)

4. Bobrova I.I. Metodika ispolzovaniia elektronnykh uchebno-metodicheskikh kompleksov kak sposob perekhoda k distantsionnomu obucheniiu [Technique of using electronic educational-methodical complexes as a way of transition to distance learning] // Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. — 2019. — No. 11. — P. 124–125. (In Russ.)

5. Bushina L.S. Vozmozhnosti ispolzovaniia obrazovatelnogo resursa IaKlass v srednei shkole [Possibilities of using the educational resource YaKlass in secondary school] / L.S. Bushina. — Text: electronic // Obrazovanie. Nauka. Kariera [Education. Science. Career]: collection of scientific articles of the 2nd International scientific method. conf. Kursk, 22 Jan. 2019 — Kursk, 2019. — P. 29–32. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36934208. (date of access: 02.11.2020). (In Russ.)

6. Vaindorf-Sysoeva M.E. Metodika distantsionnogo obucheniia [Distance learning methodology]: manual for higher educational institutions / M.E. Vaindorf-Sysoeva, T.S. Griaznova, V.A. Shitova; under the general editorship of M.E. Vaindorf-Sysoeva. — Moscow: Yurayt, 2018. — 194 p. — (Higher education). — Text: electronic // EBS Yurayt: website. — URL: https://urait. ru/bcode/413604. (date of access: 01.04.2020). (In Russ.)

7. Volkova V.A. Organizatsiia distantsionnogo obucheniia v usloviiakh obnovleniia obrazovaniia v Sankt-Peterburge [Organization of distance learning in the context of education renewal in St. Petersburg] / V.A. Volkova. — Text: electronic // Social network of educational workers «Our network» nsportal.ru. — URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/11/11/ organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-v-usloviyah-obnovleniya. (published on 11.11.2019) (date of access: 02.11.2020). (In Russ.)

8. Gromova T.V. Formirovanie gotovnosti prepodavatelia vuza k deiatelnosti v sisteme distantsionnogo obucheniia [Formation of the readiness of the university teacher to work in the distance learning system]. — M.: TEZARUS, 2020. — 32 p. (In Russ.)

9. Gilmutdinova E.V. Ispolzovanie obrazovatelnoi platformy IaKlass i UCHI.ru v nachalnykh klassakh [Using the educational platform YaKlass and UCHI.ru in primary grades] / E.V. Gilmutdinova. — Text: electronic // Internet technologies in education: collection of materials of All-Russian scientific and practical conf. / Chuvash State Pedagogical University; ed. N.V. Sofronova. — Cheboksary, 2019. — P. 126–128. — URL: https: //elibrary.ru/item.asp?Id = 41384586. (date of access: 02.11. 2020). (In Russ.)

10. Distantsionnoe obrazovanie: pedagogu o shkolnikakh s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Distance education: for the teacher about schoolchildren with disabilities] / ed. I.Iu. Levchenko, I.V. Evtushenko, I.A. Nikolskaia. — M.: National Book Center, 2013. — 335 p. — (Inclusive education). (In Russ.)

11. Distantsionnoe obuchenie v dopolnitelnom obrazovanii detei: vidy i formy [Distance learning in additional education of children: types and forms]: study guide / E.V. Evtukh [et al]; scientific. ed. E.N. Korobkova. — St. Petersburg: SPb APPO, 2018. — 67 p.: ill. (In Russ.)

12. Distantsionnoe obuchenie vashego rebenka [Distance education for your child] (materials for parents) / comp. Z.Iu. Smirnova. — SPb.: SEI CPE CPKS SPb «Regional center for assessing the quality of education and information technology», 2010. — 56 p. (In Russ.)

13. Distantsionnye obrazovatelnye tekhnologii: proektirovanie i realizatsiia uchebnykh kursov [Distance educational technologies: design and implementation of training courses] / ed. M.B. Lebedeva. — St. Petersburg: BHV-Petersburg, 2010. — 330 p. (In Russ.)

14. Dobrovolskaia N.Iu. Formirovanie kompetentsii organizatsii internet-olimpiad v sisteme professionalno-pedagogicheskoi podgotovki budushchikh uchitelei matematiki i informatiki [Formation of the competence of organizing Internet Olympiads in the system of professional and pedagogical training of future teachers of mathematics and computer science] / N.Iu. Dobrovolskaia, A.V. Kolchanov // Shkolnye tekhnologii [School technologies]. — 2019. — No. 4. — P. 65–73. (In Russ.)

15. Evtukh E.V. Distantsionnaia olimpiada «Art-olimp. XXI vek»: innovatsionnaia model vzaimodeistviia subiektov obrazovatelnogo protsessa [Distance Olympiad «Art Olympiad. XXI century»: an innovative model of interaction between subjects of the educational process]: method. guidance / E.V. Evtukh, E.N. Korobkova; ed. L.M. Vaniushkina. — St. Petersburg: SPb APPO, 2013. — 99 p.: ill. (In Russ.)

16. Zaichenko O.M. Distantsionnoe obuchenie detei. Opyt. Perspektivy. Rekomendatsii [Distance learning of children. Experience. Perspectives. Recommendations] / O.M. Zaichenko, V.N. Averkin, K.V. Afanasiev. — Veliky Novgorod: Novgorod Institute of Education Development, 2013. — 246 p. (In Russ.)

17. Ziuzina T. Distantsionnoe obuchenie v obrazovatelnoi shkole Rossii [Distance learning in the educational school of Russia] / T. Ziuzina. — Moscow: LAP Lambert Academy Publishing, 2018. — 204 p. (In Russ.)

18. Kazakova T.Iu. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie distantsionnogo obrazovaniia uchashchikhsia [Psychological and pedagogical support of distance education for students] / T.Iu. Kazakova // Nachalnoe obrazovanie [Elementary education]. — 2017. — No. 1. — P. 25–28. (In Russ.)

19. Kak s pomoshchiu IaKlass organizovat distantsionnoe obuchenie vo vremia kanikul [How to organize distance learning during the holidays with the help of YaKlass]. — Text: electronic // PEDSOVET. Personal teacher assistant: website. URL: https://pedsovet.org/beta/article/kak-s-pomosuaklass-organizovat-distancionnoe-obucenie-vo-vrema-kanikul. (date of access: 02.11.2020). (In Russ.)

20. Karmanova E.V. Distantsionnoe obrazovanie v usloviiakh kompetentnostnogopodkhoda [Distance education in the context of a competence-based approach]: monograph / E.V. Karmanova. — Moscow: FLINT, 2017. — 159 p. — Text: electronic // EBS Lan. — URL: https://e.lanbook.com/book/104908 (date accessed: 02.11.2020). — Access mode: for authorized users. (In R

Как говорят, все новое это хорошо забытое старое. По поводу даты появления дистанционной формы обучения до сих пор ведутся споры среди специалистов [5–9]. Однако многие из них склоняются к тому, что первооткрывателем в этой области был Калеб Филипс, который в 1728 г. разместил в бостонской газете объявление, в котором предлагал всем желающим записаться на курсы бухгалтерии и быстрого письма. При этом уроки предполагалось высылать на дом студентам обычной почтой один раз в неделю. Другие специалисты считают, что дистанционное образование появилось в 1840 г. благодаря Исааку Питману, обучавшему студентов Объединенного Королевства с помощью все тех же почтовых отправлений. Таким образом, еще в XVIII в. уже были частные попытки внедрения новой формы обучения.

Но возвращаемся в наши дни. В 2020 г. мир потрясла страшная эпидемия коронавируса. По статистике, заболевших было 121 196 185 человек, из них умерли 2 881 973, выздоровели 82 241 722. Эти данные, к сожалению, менялись каждый день. Весь мир оказался под большой угрозой, и выходом из нее стали меры ограничительного характера.

Пандемия, объявленная Всемирной организацией здравоохранения, оказала влияние не только на систему здравоохранения и в целом на мировую экономику, но и на систему образования во всем мире. Массово были закрыты все образовательные учреждения, школы, колледжи, вузы, каждый пятый ученик в мире не посещал школу.

Всеобщий переход на дистанционный режим обучения — вынужденная превентивная мера, направленная на предотвращение распространения опасной коронавирусной инфекции [10–13; 16; 17]. Что же представляет собой дистанционное обучение? Находим в поисковике: «Дистанционное обучение (удаленное) — форма получения знаний, в том числе образования, на расстоянии, с сохранением компонентов учебного процесса и использованием интерактивных и интернет-технологий». Во всем мире тенденция к увеличению дистанционных форм в высшем образовании только расширяется, так как позволяет подстроить образовательную траекторию под запросы каждого отдельного студента. За последние несколько лет наблюдается стремительный рост популярности этого вида обучения как со стороны государства, руководства вузов, так и со стороны преподавателей и студентов [1].

Для Цитирования:
Бочарова А.А., Митракова С.В., Муравьёва Е.А., Дистанционное образование — шаг в будущее. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: