По завершении холодной войны Европейский союз значительно расширился за счет стран Центральной и Восточной Европы и представлялся многим как идеальный пример воплощения идеи о новом типе альянса государств, объединенных стремлением к совместному взаимовыгодному развитию и общей верой его членов в неизбежность победы либерально-демократического миропорядка на основе единых ценностей. Как казалось западному политическому сообществу, после двух ужасающих мировых войн европейскому проекту удалось наконец преодолеть страшные политические и идеологические последствия событий первой половины ХХ в. и продемонстрировать всему миру образец эффективного механизма преодоления распрей и решения имеющихся разногласий.
Кроме того, весьма успешное функционирование ЕС прокладывало путь практической реализации надежд сторонников идеи глобализации на постепенное нивелирование роли государства в мировых делах и передачи его функций международным надгосударственным структурам. Успех Евросоюза подогревал желание Запада активно экспортировать свои ценности и институты в якобы недостаточно развитые, с его точки зрения, страны.
Однако период беспроблемного существования европроекта по историческим меркам завершился довольно быстро. Все более явственно стали проявляться многочисленные кризисные явления, которые становилось невозможно выдавать лишь за отдельные чисто «технические» сложности. Финансовый кризис еврозоны, массовый наплыв мигрантов на континент, а также «брекзит» — лишь наиболее яркие свидетельства развития системного неблагополучия союза. Вышедшая в 2018 г. на русском языке работа известного западного политолога И. Крастева под названием «После Европы» [1], на примере миграционного кризиса признавшего правомерность постановки вопроса о возможном распаде ЕС, красноречиво свидетельствует о том, что подобные мысли все активнее стали посещать наиболее прозорливых членов европейского экспертного сообщества.
В Брюсселе и других западноевропейских столицах складывающаяся обстановка вызывает раздражение и растерянность. Там просто не понимают, как следует действовать в новых условиях. Не видя иного выхода из нынешней ситуации, Брюссель прикладывает значительные усилия с целью максимальной централизации ЕС и пытается укрепить распадающееся «единство рядов» стран-членов. На практике все больше прав приобретает никем не избираемая Еврокомиссия, зачастую действующая в ущерб интересам национальных государств.