В настоящее время отмечается отчетливая тенденция к увеличению числа онкологических заболеваний, сопровождающихся диссеминацией патологического процесса с развитием карциноматоза брюшной полости.
По мнению Sugarbaker P. H. [21], под карциноматозом брюшины следует понимать имплантационное метастазирование злокачественных новообразований дигестивного, овариального или мезенхимального происхождения, которое в соответствии с предложенной Cotte E. классификацией определяется максимальными размерами опухолевых отсевов и степенью их распространения по брюшине [13, 21]. Типичной локализацией метастазов на брюшине являются дугласово, пузырно-прямокишечное и паракольные пространства, а также большой сальник. Достаточно часто патологический процесс распространяется на серозные оболочки кишечника, ворота печени и селезенки, поддиафрагмальные пространства и связочный аппарат органов брюшной полости [16, 18].
Первичные опухоли брюшины встречаются нечасто и обычно представлены мезотелиомами, псевдомиксомами и саркоматозом. Бугорковые высыпания на брюшине также могут являться редким проявлением системных доброкачественных гранулематозов [8, 13].
По имеющимся литературным данным, карциноматоз встречается у более чем 25 % онкологических больных: при раке поджелудочной железы — примерно в 40 % случаев, при раке желудка — от 30 до 40 %, при карциноме червеобразного отростка — от 30 до 100 % и при колоректальном раке — до 10 % [13, 15]. Большая часть клинических наблюдений вторичного опухолевого поражения брюшины отмечается у пациенток со злокачественными новообразованиями половых органов, в особенности с новообразованиями яичников. Доказано, что на момент установления диагноза рака яичников карциноматоз диагностируется у 65–70 % больных [10, 19].
В последнее десятилетие многие практикующие хирурги вновь стали достаточно часто встречаться с похожим на карциноматоз туберкулезным поражением брюшины. Это в значительной мере связано с ростом заболеваемости туберкулезом в ассоциации с ВИЧинфекцией, для которого характерны внелегочные локализации, а также с увеличением числа пациентов с другими вторичными иммун осупрессиями, в том числе медикаментозными [2, 5, 11, 14].