Нервная анорексия (НА) и нервная булимия (НБ), которые принято рассматривать в качестве основных или типичных форм расстройств пищевого поведения (РПП), проявляются когнитивными, эмоциональными и поведенческими симптомами, способствующими нарушениям в приёме пищи [1,2]. Нервная анорексия (лат. anorexia nervosa) (от др. — греч. ἀν- — «без-», «не» и ὄρεξις — «позыв к еде, аппетит») — расстройство, характеризующееся преднамеренной потерей веса, индуцированной и поддерживаемой самим пациентом. Расстройство ассоциируется со сверхценностью внешности и веса, приводит к психопатологическому страху ожирения, становится навязчивой идеей стремления к худобе, и пациенты устанавливают для себя крайне низкий предел массы тела [3]. Нервная булимия (от греч. βοῦς — бык и λῑμός — голод, по-другому, «волчий» голод) — расстройство, характеризующееся повторяющимися приступами переедания, с последующей самоиндуцированной рвотой, нередко с использованием слабительных и мочегонных средств в качестве компенсаторных мероприятий. Расстройство имеет много общего с нервной анорексией, включая сверхозабоченность своей фигурой и массой тела [4].
НА и НБ чаще всего манифестируют в подростковом, юношеском, а в последнее время и в детском возрасте, с сознательного ограничения приема пищи, а иногда и с полного отказа от еды, с целью коррекции мнимой полноты или резко переоцениваемой имеющейся повышенной массы тела [5,6,7,8,9,10]. Распространенность НА в популяции составляет примерно 1,2% среди женщин и 0,29% среди мужчин [11]. Распространенность НБ по данным большинства исследований находится в широком диапазоне результатов: от 0,1% до 1,4% мужчин и от 0,3% до 9,4% женщин. [12].
Заболевания имеют тенденцию к затяжному и хроническому течению, а отказ от еды и использование таких способов снижения массы тела, как интенсивные физические упражнения, самопроизвольные рвоты, злоупотребление клизмами, мочегонными, слабительными, анорексигенными препаратами, приводят к развитию угрожающего жизни снижения массы тела вплоть до кахексии с практически полным отсутствием подкожно-жировой клетчатки, дистрофическими изменениями со стороны всех внутренних органов и значительным нарушением их функций; летальность при НА и НБ может достигать 30% [13,14]. Часть осложнений РПП редуцируются после выхода в устойчивую ремиссию, но отдельные патологические сдвиги могут сохраняться и в последствии [15,16]. Исследования проведенные, на Кафедре психиатрии и медицинской психологии Медицинского института РУДН, показали, что полная реабилитация наступала у 50% больных, частичная у 37% пациентов, дезадаптация в виде инвалидизации у 13% пациентов и характеризовалась утратой трудовой деятельности и нарушением социальных контактов [17].