Под понятием «персонализированная медицина» скрывается целая концепция, основанная на неповторимых особенностях индивида, так как каждый пациент обладает собственными тонкими и уникальными биологическим характеристиками на соматическом, физиологическом и поведенческом уровнях. Учет этих особенностей может потребоваться при лечении конкретного заболевания, с которым они обратились в клинику, и современный врач-специалист должен это понимать [1]. Именно такое положение дел подталкивает ученых к проведению различных медико-биологических и клинических исследований с целью установления возрастно-половых нормативов в конкретно выбранной популяции, а также создания эффективных алгоритмов для оказания помощи пациентам с определенными особенностями или заболеваниями [2–6].
Данный обзор посвящен такой необычной патологии в практике невролога, как дислексия. Выбор научного интереса именно к данному заболеванию не случаен, так как дислексия — это крайне специфическое нейробиологическое нарушение в структурах мозга, проявляющееся в сложности таких когнитивных способностей как чтение и письмо. Дислексия оказывает отрицательное влияние на процесс обучения, на психологическое и речевое развитие ребенка. Для дислексии характерно изолированное нарушения чтения и правописания, которые не имеют связи с задержкой развития когнитивных способностей пациента или его низким уровнем интеллекта. Следует заметить, что неожиданно широко распространено предубеждение о том, что дети с дислексией неразумны и не подходят для обучения в начальной школе наравне со всеми [7, 8].
По данным многочисленных исследований вышеуказанная патология затрагивает значительное число людей по всему миру. Так, примерно около 5 % детей и подростков страдают дислексией, однако психологические проявления, которые часто сопровождают дислексию, имеют серьезные последствия для пациентов с этим недугом. От 40 % до 60 % детей и подростков с дислексией испытывают психологические проблемы. Они, по данным литературы, крайне подвержены мрачному настроению и повышенной тревожности, связанной с обучением в школе, причем описанный симптомокомплекс дебютирует уже на начальном этапе обучения [7, 9]. Более того, появился термин «социальная дезадаптация», который достаточно четко описывает ситуацию с такими учащимися, которые действительно испытывают сложности коммуникаций в первую очередь со сверстниками и учителями. По данным Оганова С. Р. и Корнева А. Н. (2019) выраженность тревожности у детей, страдающих дислексией, находится на уровне между «несколько повышенной» и «явно повышенной». Также дети с дислексией оказались гораздо менее уверенные в себе и тем самым демонстрировали социальную робость [10]. Усугубляет ситуацию тот факт, что дислексия передается по наследству. Родители с этим недугом не только передают свои гены детям, но и не могут обеспечить качественную среду грамотности в домашних условиях, что ставит в неравное условие подростков с дислексией и тех обучающихся, чьи родители не имеют данной патологии [7].