Для современного человека труд — способ удовлетворения социальных потребностей в общении, развитии индивидуальных способностей, самореализации.
Исследования по вопросам занятости показывают, что трансформация общественных отношений, технологический прогресс сказываются на продолжительности рабочего времени. Так, согласно статистическим данным, полученным Всероссийским центром изучения общественного мнения, длительность рабочей недели более 49 % жителей России больше установленных законодательством сорока часов [1]. При этом исследование, проведенное НИУ «Высшая школа экономики», отражает тенденцию роста случаев нестандартизированного графика работы.
Согласно полученным результатам, более 60 % работающих выполняют трудовые обязанности в выходные, 51% — в вечернее и ночное время [2]. Таким образом, сегодня работа выступает в качестве одного из основных видов деятельности человека, и за выполнением трудовых обязанностей мы проводим времени больше, чем со своей семьей.
В трудовые отношения работники невольно привносят и свои духовные ценности. Одним из них является религия, которая выступает в качестве основы индивидуального самосознания, а также поведенческого ориентира личности [3]. Религиозные нормы — это обязательные для последователей религии правила поведения, устанавливающие порядок взаимодействия субъектов в рамках общественных отношений, возникающих внутри конфессиональных объединений.
Вопросы влияния религиозных норм на трудовые отношения исследуют как российские, так и зарубежные авторы. Например, обсуждение этой темы проводилось такими учеными, как L. Vickers, R. Trigg, A. Bradney, D. Vovk, A. Bradney, Sir T. Etherton и др. В России вопросы взаимовлияния религиозных аттитюдов и норм трудового права рассматривали К. Руссел, А. Агажанян, Ф.К. Ногайлиева, Д.В. Бондарюк, А.О. Миронова и др.
Религиозные нормы как средство регулирования отношений оказывают влияние на все сферы человеческой жизни, включая и трудовую. Так, в христианской традиции режим рабочего времени в течение недели определялся православным календарем «Святцы» [4]. С развитием общества религия потеряла позиции основного регулятора поведения людей в социуме, уступив место правовым нормам [5]. В то же время было бы несправедливо утверждать, что религиозные нормы совсем не оказывают воздействия на поведение людей. С переходом от клерикальной политики государства к светской население, традиционно следующее определенной конфессии, не утрачивает многовековые ценности [6]. Исследование, проведенное научным центром Pew, показывает, что в России более 71% населения причисляют себя к числу верующих людей [7]. При этом полиэтничность народов России исторически предопределяет религиозное многообразие [8].