По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.201

Дискреционные полномочия налоговых органов и проблемы их осуществления

А.В. Демин д-р юрид. наук, профессор кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права, Юридический институт ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Автор статьи анализирует дискреционные полномочия налоговых органов. Дискреция в налоговом праве предназначена для того, чтобы в ситуации полной или относительной неопределенности налоговый орган имел возможность выбрать из ряда правомерных альтернатив оптимальное решение, которое позволит ему наиболее эффективно и справедливо реализовать намерение законодателя. Правовые формы дискреции в налоговом праве включают использование правовых принципов, anti-avoidance rules, оценочных норм, расчетных методов налогообложения, аналогии закона и аналогии права, относительно-определенных санкций и т.п.

Литература:

1. Антропов В.Г. Правоприменительное усмотрение: понятие и формирование (логико-семантический аспект): Дисс. канд. юрид. наук. – Волгоград, 1995.

2. Барак А. Судейское усмотрение. – М.: Норма, 1999. – 376 с.

3. Брюхов Р.Б. Диспозитивность в гражданском праве России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2006. – 26 с.

4. Валиев Р.Г. О двойственной природе и специфике диспозитивности в судебном юрисдикционном процессе // Экономика, социология и право. – 2015. – № 12. – С. 103–109.

5. Люблинский П.И. Основания судейского усмотрения в уголовных делах. – СПб.: Сенатская типография, 1904. – 34 с.

6. Михеева И.В. Усмотрение в государственном управлении (историко-правовой аспект) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2010. – № 1. – С. 38–42.

7. Сапожников С.А. Принцип диспозитивности в гражданском процессе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. –М., 2006. – 24 с.

8. Семкина Е.И., Яковлева Л.В. Мотивированность решения налогового органа – лакмусовая бумага эффективного взаимодействия // Налоговед. – 2016. – № 10. – С. 15–21.

9. Старых Ю.В. Усмотрение в налоговом правоприменении / под ред. М.В. Карасевой. – М.: Юриспруденция, 2007. – 176 с.

10. Шарнина Л.А. Место усмотрения в механизме конституционного правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 5. – С. 8–15.

11. Discretionary Justice in Europe and America / by K.C. Davis. Urbana, Chicago, and London: University of Illinois Press. – 1976. – 203 р.

12. Dorado A.P. The Delicate Balance: Revenue Authority Discretions and the Rule of Law – Some Thoughts in a Legal Theory and Comparative Perspective // The Delicate Balance: Tax, Discretion and the Rule of Law / Chris Evans, Judith Freedman, Richard Krever (eds.). Amsterdam: IBFD, 2011. – Pр. 15–37.

13. Dworkin R.M. Taking Rights Seriously. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1977. – 371 pр.

14. Freedman J. Responsive Regulation, Risk, and Rules: Applying the Theory to Tax Practice // UBC Law Review. – 2012. – Vol. 44, issue 3. – Рр. 627–662.

15. Morse E.А. Reflections on the Rule of Law and «Clear Reflection of Income»: What Constrains Discretion? // Cornell Journal of Law and Public Policy. – 1999. – Vol. 8, issue 3. – Рp. 445–459.

16. Pepinsky H.E. Better Living Through Police Discretion // Law and Contemporary Problems. – 1984. – Vol. 47, issue 4. – Рp. 249–267.

17. Walpole M., Evans C. The Delicate Balance: Revenue Authority Discretions and the Rule of Law in Australia // The Delicate Balance: Tax, Discretion and the Rule of Law / Chris Evans, Judith Freedman, Richard Krever (eds.). Amsterdam: IBFD, 2011. – Pр. 121–148.

Диспозитивные проявления в налоговом праве могут охватывать как властных субъектов (территориальные образования, государственные и муниципальные органы, должностные лица), так и частных лиц. При этом мы рассматриваем дискрецию (дискреционную власть, дискреционные полномочия) в качестве особой разновидности диспозитивности. В этом контексте «актуальным представляется преодоление сложившегося в правовой теории и практике стереотипа, в соответствии с которым диспозитивность все еще рассматривается в качестве принципа, присущего исключительно частным субъектам. Такое восприятие диспозитивности уже не соответствует реалиям современного развития»2.

Полагаем, следует поддержать постановку вопроса о существовании в праве «автономии в широком смысле этого слова, т. е. установленной законом возможности действовать в той или иной конкретной сфере монопольно, самостоятельно и независимо от других лиц», что ведет к признанию того факта, что «автономия в широком смысле свойственна не только субъектам частного права, но и субъектам публичного права»3.

Вместе с тем отдельные авторы полагают, что диспозитивность как правовая технология применима лишь в отношении частных лиц, но не к государству и его органам, а административный акт не может являться средством реализации диспозитивных начал, так как он основан на компетенции и не позволяет властным субъектам «уклоняться» от реализации предусмотренных полномочий4. Вряд ли такая позиция заслуживает поддержки, ведь дискреция как особая форма управленческой деятельности как раз и означает возможность властного субъекта действовать по своему усмотрению в зависимости от складывающейся ситуации, нередко включая и «право на бездействие».

В зарубежной правовой науке проблематика дискреции активно исследуется, прежде всего, в контексте судебного усмотрения и при общем доминировании социологических и логико-семантических правовых школ и традиций5. Основные дискуссии разворачиваются не о допустимости дискреции как таковой в административных практиках – она фактически не оспаривается современными авторами, но вокруг пределов и объема (диапазона) осуществления дискреционных полномочий. Конкретные подходы и дефиниции зависят от исходного правопонимания конкретных авторов. Наиболее известным исследователем является Кеннет Дэвис (Kenneth Davis), по мнению которого «должностное лицо обладает усмотрением всякий раз, когда допустимые пределы его полномочий оставляют его свободным осуществлять выбор между возможными направлениями действия либо бездействием»6. Для израильского проф. Аарона Барака (Aharon Barak), дискреция – это «полномочие, данное лицу, которое обладает властью выбирать между двумя или более альтернативами, когда каждая из альтернатив законна». Как полагает американский проф. Гарольд Пепински (Harold Pepinsky), дискреция вытекает из подотчетности (accountability), которая, в свою очередь, означает «необходимость отвечать за свои действия(или бездействие)… Ведь привлекать к ответственности имеет смысл лишь того, у кого есть выбор поступить иначе»7. В конечном итоге, автор приходит к выводу, что «дискреция просто-напросто равнозначна вариациям (расхождениям) в решениях, которые сторонний наблюдатель не в состоянии объяснить»8.

Для Цитирования:
А.В. Демин, Дискреционные полномочия налоговых органов и проблемы их осуществления. Юрист ВУЗа. 2017;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: