По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Дипломатия силы и специальная военная операция ВС РФ на Украине: общее и особенное

Владимир Иванович Винокуров профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры дипломатии и консульской службы, ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия МИД России», 119021, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1, ORCID: 0000–0002–0451–0273, e-mail: vin46@mail.ru

Проведение Россией специальной военной операции на Украине вернуло на повестку дня давно известную среди экспертов в области внешней политики и дипломатии дискуссию о роли силы в международных отношениях. Утверждения о возможности использования силы в наше время возникли в результате появления ядерного оружия. Сегодня политические деятели США продолжают утверждать, что война будет оставаться допустимым орудием национальной политики государств на уровне международных подсистем, т. е. в различных регионах. По их мнению, сила крупной державы способна оказывать эффективное психологическое влияние на то, как часто будут возникать подобные конфликты и каков будет их исход. В свое время Россия четко обозначила «красную линию» в связи с попытками интеграции Украины в НАТО и неоднократно и недвусмысленно предупреждала о том, что в ответ на это предпримет активные действия, т. е. применит «жесткую силу». В ответ США и НАТО длительное время подогревали антироссийские настроения на Украине, рассматривая ее как инструмент сдерживания Москвы и превращая ее в анти-Россию. Одной из составляющих этой политики стала безоглядная экспансия НАТО на восток, несмотря на обязательства нерасширения альянса. Все это и вынудило Россию объявить о поведении специальной военной операции на Украине, цель которой — денацификация и демилитаризация соседнего государства.

«Дипломатия без оружия — что музыка без оркестра».

Король Пруссии Фридрих II (1712–1786).

Под силой, исходя из взглядов американского политолога Г. Моргентау, следует понимать способность государства защищать свои интересы и реализовывать свои цели на международной арене с помощью соответствующих средств.

Утверждения о возможности использования силы в наше время возникли в результате появления ядерного оружия. Однако уже во второй половине 1950-х гг. в США такие известные теоретики, как Г. Киссинджер, М. Тейлор и другие, пришли к выводу о том, что с помощью силы нельзя решать внешнеполитические задачи. Это подтвердили дальнейшие события: поражение США во Вьетнаме и Афганистане, проблемы на Большом Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, казалось, окончательно развеяли иллюзии в отношении возможности использовать американскую военную силу как эффективное средство внешней политики в локальных конфликтах.

Вместе с тем происходящие процессы девальвации силы не означали пересмотра отношения США к военной силе в целом. Речь шла о том, чтобы сделать войну все-таки «используемым инструментом политики». В дополнение к «атомной дипломатии» и «дипломатии канонерок» на свет появилась доктрина ограниченной («малой») войны, идея «дозированного» применения военных средств в конфликтах. В середине 1970-х гг. политические деятели США сделали вывод о том, что война будет оставаться допустимым орудием национальной политики государств на уровне международных подсистем, т. е. в различных регионах. По их мнению, сила крупной державы способна оказывать эффективное психологическое влияние на то, как часто будут возникать подобные конфликты и каков будет их исход.

Материальным выражением силы государства выступает геополитический, экономический, военный и научно-технический потенциал (мощь) государства. Согласно теории Дж. Ная, мощь любого государства базируется главным образом на «мягкой» и «жесткой» силе. При этом в категорию «жесткой силы» (дипломатии силы) входит военная мощь и часть экономической мощи (санкции, блокады, эмбарго, карантины и пр.), «мягкой силы» (силы дипломатии) — политико-дипломатические действия, часть экономической мощи (режим наибольшего благоприятствования в торговле, торгово-экономическое сотрудничество, вложение инвестиций, предоставление кредитов и пр.), информационное и культурное воздействие. Компоненты «мягкой силы» обладают своей специфической мощью, которая заключается в том, что их использование может улучшить внешний образ страны за рубежом, увеличить число ее союзников, международное положение в целом и т. д.

Для Цитирования:
Владимир Иванович Винокуров, Дипломатия силы и специальная военная операция ВС РФ на Украине: общее и особенное. Дипломатическая служба. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: