«Дипломатия без оружия — что музыка без оркестра».
Король Пруссии Фридрих II (1712–1786).
Под силой, исходя из взглядов американского политолога Г. Моргентау, следует понимать способность государства защищать свои интересы и реализовывать свои цели на международной арене с помощью соответствующих средств.
Утверждения о возможности использования силы в наше время возникли в результате появления ядерного оружия. Однако уже во второй половине 1950-х гг. в США такие известные теоретики, как Г. Киссинджер, М. Тейлор и другие, пришли к выводу о том, что с помощью силы нельзя решать внешнеполитические задачи. Это подтвердили дальнейшие события: поражение США во Вьетнаме и Афганистане, проблемы на Большом Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, казалось, окончательно развеяли иллюзии в отношении возможности использовать американскую военную силу как эффективное средство внешней политики в локальных конфликтах.
Вместе с тем происходящие процессы девальвации силы не означали пересмотра отношения США к военной силе в целом. Речь шла о том, чтобы сделать войну все-таки «используемым инструментом политики». В дополнение к «атомной дипломатии» и «дипломатии канонерок» на свет появилась доктрина ограниченной («малой») войны, идея «дозированного» применения военных средств в конфликтах. В середине 1970-х гг. политические деятели США сделали вывод о том, что война будет оставаться допустимым орудием национальной политики государств на уровне международных подсистем, т. е. в различных регионах. По их мнению, сила крупной державы способна оказывать эффективное психологическое влияние на то, как часто будут возникать подобные конфликты и каков будет их исход.
Материальным выражением силы государства выступает геополитический, экономический, военный и научно-технический потенциал (мощь) государства. Согласно теории Дж. Ная, мощь любого государства базируется главным образом на «мягкой» и «жесткой» силе. При этом в категорию «жесткой силы» (дипломатии силы) входит военная мощь и часть экономической мощи (санкции, блокады, эмбарго, карантины и пр.), «мягкой силы» (силы дипломатии) — политико-дипломатические действия, часть экономической мощи (режим наибольшего благоприятствования в торговле, торгово-экономическое сотрудничество, вложение инвестиций, предоставление кредитов и пр.), информационное и культурное воздействие. Компоненты «мягкой силы» обладают своей специфической мощью, которая заключается в том, что их использование может улучшить внешний образ страны за рубежом, увеличить число ее союзников, международное положение в целом и т. д.