Исследование проводилось под руководством доцента факультета экономических наук Елены Коссовой. Его результаты представила студентка этого факультета Мария Косорукова.
Тема влияния образования человека на его здоровье изучается довольно давно, рассказала она. Так, в 1970-х гг. появилась модель спроса на здоровье Майкла Гроссмана, в которой образование рассматривалось как элемент человеческого капитала, влияющий на производительность. За прошедшие полвека на эту тему было проведено множество исследований с помощью таких популярных методов оценивания данных, как метод инструментальных переменных, метод разрывной регрессии, метод близнецов, пробит-модель и мэтчинг. Результаты разные.
Одно из исследований показывает, что дополнительный год обучения снижает риск заболевания ожирением на 4%. Другое не выявило вообще никакого эффекта воздействия образования на здоровье.
Выборка, использованная в процессе исследования ВШЭ, построена на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, проведенного в «Вышке» на базе информации за 2020 г. Были обработаны данные почти 12 тыс. индивидов, из которых 30% имеют диплом о высшем образовании. Результаты получены как по полной выборке, так и отдельно по мужчинам (40%) и женщинам (60%).
В исследовании учитывалось множество переменных, их можно разделить на три большие группы. Это переменная воздействия (наличие диплома о высшем образовании), переменная исхода (наличие определенных хронических заболеваний и самооценка здоровья), а также контрольные переменные (социально-экономический статус индивида, его возраст, пол, регион проживания, наличие инвалидности, зарплата).
Авторы исследования применили три метода оценивания: мэтчинг на основе меры склонности (условной вероятности того, что имеет место воздействие), мэтчинг на основе расстояния Махаланобиса (между векторами случайных величин) и многомерную пробит-модель (метод анализа зависимости качественных переменных от множества факторов). И затем сравнили результаты. Анкетируемых просили оценить общее состояние своего здоровья, а также ответить на вопрос о наличии заболеваний сердечно-сосудистой системы, суставов, позвоночника, заболеваний неврологической природы, ожирения, гипертонии, онкологии. Исследование показало, что люди с высшим образованием на 6,7–8 процентных пунктов чаще оценивают свое здоровье как хорошее или очень хорошее.