По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Динамика трудовых протестов в России в 2008–2016 гг. Часть 2

Бизюков Петр Вячеславович социолог, ведущий специалист социально-экономических программ, Центр социально-трудовых прав, г. Москва

Статья посвящена изучению динамики трудовых протестов. В ней описывается методика мониторинга, в соответствии с которой трудовые протесты – это публичные трудовые конфликты, необходимые для работников, пытающихся защитить свои интересы. Всего в базу данных мониторинга включена информация о 2017 протестах. В статье рассматривается динамика изменения количества протестов по годам, даются оценки их распространенности по регионам и отраслям. Отдельно рассматриваются причины трудовых протестов и их формы, которые работники выбирают для выражения своего несогласия.

Литература:

1. Федеральная служба государственной статистики (РОССТАТ), Трудовые ресурсы, Методологические пояснения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/metodTrud.htm

2. Бизюков П. Индивидуальные трудовые конфликты: могут ли работники защитить свои права в одиночку. – М.: Центр социально-трудовых прав, 2011.

В рамках мониторинга можно отслеживать те формы, в которых работники выражают свой протест. Речь идет о тех действиях, которые работники выбирают в конкретных обстоятельствах для того, чтобы выразить свое несогласие с ситуацией. Российское законодательство предусматривает всего два варианта для легальных трудовых протестов. Первый – это коллективный трудовой спор, в рамках которого возможно организовать забастовку, если стороны не достигают согласия, а второй – это остановка работ из-за более чем двухнедельной невыплаты зарплаты. Но как показывает практика, протестный арсенал работников гораздо шире. В рамках мониторинга рассматриваются все формы и те, которые соответствуют трудовому законодательству, и те, которые не соответствуют ему, но не являются противозаконными, а также запрещенные законом, но тем не менее используемые. Данные о формах протеста и частоте их использования приведены на рис. 3.

Данные показывают, что чаще всего протест выражается в трех формах: выдвижение требований к работодателю (42%), митинги и пикеты (36%) и полная или частичная остановка предприятия (28%).

Выдвижение требований работников в адрес работодателя рассматривается как минимальная форма протеста. Как правило, это происходит во время собраний, конференций или просто в виде передачи списка требований представителями работников. Но речь идет не о простом оглашении претензий к работодателю. Как протест подобные действия рассматриваются лишь в том случае, если работники сопровождают свои требования предупреждением или угрозой о том, что они могут перейти к более решительным действиям, в случае непринятия их требований. Иногда этого оказывается достаточно, чтобы работодатель пошел навстречу и удовлетворил требования. В последние пять лет доля этой формы в общем числе протестов значительно не менялась. Минимальное значение наблюдалось в 2013 г. – 36%, а в 2016 г. достигло своего максимума – 52%. Единственное значимое отклонение наблюдалось в 2009 г., когда в разгар экономического кризиса и массовых увольнений работники не выдвигали требований, а сразу переходили к радикальным формам протеста. Тогда на долю этой минимальной формы протеста приходилось всего 13% от общего числа акций.

Для Цитирования:
Бизюков Петр Вячеславович, Динамика трудовых протестов в России в 2008–2016 гг. Часть 2. Вопросы трудового права. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: