Инфекционные заболевания, хоть и уступили место неинфекционном в рейтинге причин смертности, остаются значительной проблемой в мире. В странах с высоким уровнем дохода до 4 % могла бы увеличиться продолжительность жизни населения в целом, если бы не инфекционные заболевания, в странах с низким уровнем доходов доля преждевременных смертей в связи с инфекционными заболеваниями достигает 54,99 % [1]. Наиболее высокий вклад в преждевременную смертность вносят туберкулез, малярия и ВИЧ / СПИД. В то время как в стационарах значительный вклад в летальность вносят нозокомиальные инфекции. Глобальная распространенность инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, по состоянию на 2023 год варьирует от 3 % в Европе до 27 % в Африке, обнаруживая глобальный ежегодный рост на 0,06 % [2], и составляет в т. ч. значительное экономическое бремя [2]. С наиболее высокой летальностью ассоциированы инфекции, вызванные устойчивыми патогенами. От 11 до 23 смертей на 100 000 населения в разных регионах мира связаны напрямую с такими инфекциями [3]. Описано множество факторов, способствующих распространению устойчивости микроорганизмов, включая несвоевременное и избыточное использование антибактериальных препаратов, недостаточный гигиенический контроль, недостаточный контроль за утилизацией неиспользованных антибиотиков, а также их бесконтрольное применение в сельском хозяйстве и животноводстве [4]. В результате происходящего замыкается круг, когда повышение распространенности устойчивых инфекций приводит к увеличению востребованности более интенсивных антибактериальных препаратов, а более интенсивное применение последних провоцирует дальнейший рост устойчивости.
Таким образом, учитывая лавинообразный ход развития микробной устойчивости, каждый из этих факторов подлежит контролю и поиску способов разумного сдерживания. Поэтому в разных регионах и в отдельных лечебных учреждениях внедряются программы мониторинга использования антибактериальных препаратов.
В Российской Федерации открытые данные по этому вопросу представлены скудно. В нашей работе мы проанализировали динамику использования в РФ линезолида — препарата, применяющегося как для лечения устойчивых инфекций, вызванных стафилококками и энтерококками, так и устойчивых форм туберкулеза.